Домой / Утепление / Самые необычные учителя. Интересные факты об образовании ко дню учителя

Самые необычные учителя. Интересные факты об образовании ко дню учителя


Чаще всего отношение детей к изучаемому предмету зависит от того, насколько интересным и увлекательным получается процесс обучения у их учителя. Мы расскажем про 15 действительно крутых учителей, занятия у которых не прогуливают.

1. Преподаватель, который теперь приходит на работу в пижаме, протестуя против раннего начала занятий

2. Преподаватель, который добирается к университету на скейте

3. Смешная надпись, которая убережет карандаши преподавателя от воровства

4. Преподаватель, который фотографируется со спящими на его лекциях студентами

5. Сбор средств на реконструкцию школы: доллар за то, чтобы приклеить директора к стене

6. Учитель в костюме LEGO-человечка

7. Оригинальная борода в честь

8. Магия на уроке химии

9. Преподаватель истории, который проводит уроки истории в рыцарских доспехах

10. Учитель использует лук и стрелы, чтобы достать застрявший мяч

11. Прекрасные рисунки мелом на доске, выполненные простым учителем

12. Лектор ведет занятия с котенком, найденным по дороге на работу

13. Слова песни Леди Гаги, составленные из химических элементов

14. Репетитор, который носит одну и ту же одежду на работу в течение 40 лет


10 самых необычных школ в мире, каждая из которых вас чем-то удивит .


Не все дети на земле увиливают от занятий. Более того, некоторые школьники готовы преодолеть долгий и опасный путь ради того, чтобы посетить свои занятия. Здесь собраны самые экстремальные дороги в школу, которые дети проходят каждый день, рискуя жизнью. .

Специально к празднику мы сделали занимательную подборку фактов, которые будут интересны и полезны не только вашим детям, но и вам! И не забудьте 5 октября поздравить ваших учителей!

1. Педагог и учитель не всегда были словами-синонимами. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым давали особое поручение - сопровождать мальчика в школу (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка»). И, хотя такие рабы должны были и еще охранять ребенка от опасностей, обычно эту задачу поручали слуге, который больше не был пригоден ни к какой другой работе. Любопытно, что педагогами часто становились рабы-фракийцы или азиаты, которые по-гречески и говорили-то с трудом.

Небольшая терракотовая статуя раба-педагога в Древней Греции

2. В Древнем Риме функции рабов-педагогов изменились: теперь так называли наставников молодых рабов , которые обучали их основным обязанностям.

3. Все читали в школе «Евгения Онегина», и у всех сохранился в памяти образ не отягощенного обязанностями француза-гувернера:

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Иллюстрация к роману "Евгений Онегин"

Между тем, в конце XVIII века был издан указ, предписывающий гувернёрам и учителям-иностранцам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). В противном случае им грозила высылка из страны, а их хозяевам — штраф в 100 рублей. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академий, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения. С начала XIX века высокий процент среди гувернанток составляли уже русские воспитательницы . В 1834 году было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Обязательными стало «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением, где наставник или гувернёр получил образование, а также отзыв с места его жительства.

Василий Перов. "Приезд гувернантки в купеческий дом"

4. Законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции - в 1882. Хотите узнать, где в этом перечне место России? Читайте дальше!

5. В России после обсуждений в Госдуме в 1908-1912 годах реформу образования (всеобщее начальное образование) планировали завершить примерно к концу 1920-х годов. Перепись 1897 года выявила только 21% грамотного населения в Российской империи.

6. Сибмамы старшего возраста, изучавшие в школе и вузах историю коммунистической партии, помнят о II съезде РСДРП… ну, том самом, который прошел в Лондоне в 1903 году, и где партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Но, между прочим, еще на нем приняли и основные постулаты образовательной программы партии! Всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке... Как видите, большевики на пять лет опередили Госдуму и, действительно, были в своих планах куда решительнее. Не удивительно, что уже 9 ноября 1917 года, чуть ли не в первую очередь была учреждена Государственная комиссия по просвещению , на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования. План-то был давно продуман! Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше. То есть планы царского правительства большевики выполнили и начали перевыполнять…

Плакат Елизаветы Кругликовой, 1923 год

7. Если среднее образование в СССР было обязательным и бесплатным, то полное, специальное и, тем более, высшее долгое время было платным. В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 году в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 году и далее, вплоть до отмены оплаты в 1956 году,— около 5%.

8. Интересно, что экспериментировали в СССР не только с платным, но и с совместным обучением. До 1917 года образование в России было раздельным. Затем в октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое подразумевало бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. И хотя в итоге число школ с раздельным образованием не превышало 2% от их общего числа, остается только удивляться - неужели в тяжелейшие годы войны не было других дел, кроме как реформировать образование? Кстати, эксперимент бы признан неудачным, к совместному обучению вернулись в 1954 году.

9. Бесплатная выдача школьных учебников была закреплена - ни много, ни мало - в Конституции СССР, принятой в 1977 году, где, как известно, прописаны основные права и свободы граждан. Так что к учебникам в СССР относились очень серьезно! Жаль, что в актуальной конституции об учебниках - ни слова…

Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу Чехова "Человек в футляре". Беликов, как вы понимте, как раз был учителем греческого

10. Ну и напоследок - забавный факт, который вам наверняка понравится. Вы много раз произносили фразу «сморозил глупость», но наверняка не задумывались о происхождении этого выражения. Между тем, оно пришло к нам прямо из дореволюционных классических гимназий, где большое внимание уделялось изучению древнегреческого языка. Самых нерадивых учеников преподаватели обзывали греческим словом «морос» (μωρός - безмозглый). Так что, сообщая, что кто-то «чушь сморозил», вы ругаетесь, как учитель древнегреческого!

Подготовила Алена Новикова

Заглавное фото Анны Масловой

Рекрутеры агентства «Юнити» проанализировали 800 вакансий учителей и выяснили, что больше всего зарабатывают специалисты, которые разбираются в 3D-моделировании, робототехнике, электронике, знают китайский язык и могут вслепую набирать тексты. А педагогам, прошедшим подготовку по программе Международного бакалавриата, платят такие деньги, что многие приезжают работать в Россию из-за границы. Эксперты в сфере образования отмечают, что пока частные школы и гимназии гоняются за необычными педагогами, в некоторых государственных общеобразовательных учреждениях нет уроков математики из-за нехватки обычных учителей.

Специалист по подбору персонала Анна Кудрявцева рассказала, что в 2016–2017 учебном году спрос на педагогов, обладающих редкими знаниями и навыками, превысил предложение. Сроки закрытия таких вакансий составляют от двух месяцев и выше, а соискателям с нужными компетенциями предлагают оклад на 20–30% больше, чем в среднем по рынку.

К самым востребованным уникальным компетенциям сейчас относятся основы программирования, электроника, 3D-моделирование, робототехника, китайский язык, скорочтение, ментальная арифметика и слепой десятипальцевый набор текста. В основном таких учителей ищут частные школы, коммерческие проекты детских клубов, реже - государственные лицеи и гимназии.

Педагогов по указанным направлениям не хватает на рынке труда. Например, с проведением факультатива по робототехнике может справиться, по моей оценке, 1 из 20 кандидатов. Для этого недостаточно только глубокого знания предмета, требуется практический опыт сборки и программирования роботов, в отдельных случаях - способность выбрать оптимального производителя и укомплектовать лабораторию всем необходимым оборудованием, - отмечает Анна Кудрявцева. - Средний по Москве для направления робототехники уровень заработной платы составляет 52–60 тыс. рублей при стандартной загрузке. Специалисты со стажем от трех лет могут рассчитывать на доход до 90 тыс. рублей. В это время молодой учитель физики в обычной московской школе получает около 35 тыс. рублей в месяц.

В целом по России цифры ниже: среднее предложение по вакансиям составляет 18–24 тыс. рублей, а редкие специалисты с высокой квалификацией могут рассчитывать на 42–56 тыс. рублей в месяц.

Но самые высокооплачиваемые в России - педагоги, обладающие компетенциями International Baccalaureate (IB). При успешном окончании школы по такой программе выпускников принимают без экзаменов в университеты многих европейских стран. В Москве всего 10 частных и государственных школ и гимназий, в которых можно получить диплом IB.

Преподавать по IB могут только учителя, прошедшие подготовку в специальном сертификационном центре. Для выпускных классов в России они на вес золота, а для начальной школы их вообще нет, - говорит специалист по подбору персонала агентства Юнити Дина Потапова.

Она рассказала, что с начала 2016 года агентство подбирало ля частной школы города Елабуги учителя начальной школы - носителя английского языка и имеющего квалификацию IB д. Но в России такого специалиста не нашлось. Только через полгода удалось договориться с заграничным соискателем. Его зарплата составила £3850, или 300 тыс. рублей в месяц.

Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы Роман Дощинский полагает, что, несмотря на дороговизну, IB в российских школах не приживается.

International Baccalaureate, или Международный бакалавриат, выглядит маняще для многих учреждений, но это чуждый элемент. Например, IB предполагает свободу выбора ученика, он может 80% обучения пройти самостоятельно. Наши учителя не могут перестроиться на такую работу, - говорит Дощинский. Он добавляет, что в России полноценно программа Международного бакалавриата не может быть реализована, каждый ученик должен получить документ об образовании по российским стандартам. А значит, российскую и международную программы придется совмещать.

Директор ижевской средней школы № 97, заслуженный работник народного образования Ахтам Чугалаев рассказал «Известиям», что сейчас существует дефицит не только педагогов, обладающих редкими компетенциями, но и учителей младших классов, физики, математики и биологии в обычных государственных школах.

Иногда школа ищет учителя по несколько лет. В регионах есть образовательные учреждения, в которых, например, нет уроков математики, - говорит директор. По его мнению, эта ситуация с годами будет только усугубляться: сейчас педагоги ведут по несколько классов и вместо 24 часов в неделю работают более 30 часов. В основном в коллективах пожилые люди, и когда они уйдут на пенсию, то заменить их будет некем. Выпускники педагогических вузов работать в школу не идут.

Проблема с кадрами в российских школах очень серьезная. Зарплата учителей доведена до средней по региону, но это произошло за счет увеличения нагрузки. Люди выгорают на работе, говорить о росте престижности профессии не приходится, - заключил Чугалаев.

Что для счастья нужно человеку? Нет, не подарок, а именно внимание! При этом радостно становится уже от самого факта, что кого-то смог сделать счастливым. Но еще теплее на душе, когда даришь счастливые мгновенья тому, кто дорог.

У каждого ученика был, есть и будет любимый учитель (у кого-то даже не один!). Поздравить его можно не только в профессиональный праздник, но также в любой другой знаменательный для него день. Как же сделать поздравление оригинальным и интересным, чтобы учитель запомнил его надолго?

1. Классика жанра – цветы

Если любимый учитель – женщина, то подарить ей можно цветы (это первое, что приходит на ум). Но просто подойти и вручить букет? Нет! Сам факт вручения можно сделать гораздо интереснее: ученики со словами поздравления по очереди вручают цветы, из которых будет состоять общий букет.

Поздравления каждого должны включать оригинальные пожелания:

  • Первую розу вручаем за безграничную любовь к нам;
  • Второй цветок будет служить напоминанием о том, что эта любовь взаимна;
  • У третьей розы мы удалили все шипы, чтобы жизнь для Вас казалась раем, чтобы Вы с легкостью преодолевали все преграды;
  • Четвертая роза – самая пышная, самая красивая, ее мы вручаем с пожеланиями здоровья.

2. Поздравление в стихах

Тоже классика, однако привлекательная для многих. Тематика стихотворений должна быть близкой для учителя: о нем самом, о любимых учениках, о школьной жизни. Юмористический подход к сочинительству только приветствуется (если конечно у учителя есть чувство юмора). Само стихотворение можно оформить в рамку и вручить вместе с подарком.

Еще один способ такого поздравления: во время урока внезапно встает один ученик и в стихотворной форме выражает благодарность и поздравление от лица всех. После того, как он сядет, выступает второй участник, затем – остальные в порядке очереди. Таким образом, можно будет убить двух зайцев одним выстрелом: и учителя поздравить, и время урока сократить. Неожиданность и торжественность ситуации порадует педагога. Только не стоит так поздравлять тех, кто настроен серьезно работать даже в праздничный день (могут не оценить подготовку по достоинству).

3. Мини-концерт

Это поздравление требует тщательной подготовки и репетиций. Каждый ученик выбирает близкую ему форму поздравления: песня, танец, стихотворение, частушка. Затем группируются по интересам и готовят номера. После уроков показывают подготовленное мероприятие любимому учителю.

4. Дерево Пожеланий

Коллективное поздравление от учеников: каждый называет по одному слову – пожеланию для любимого учителя. Эти слова можно заранее написать на бумажных листочках, которые затем приклеиваются к стволу. Получится своеобразное Дерево Пожеланий для любимого учителя на весь год, которое вручается ему на память. Таким же способом можно оформить Поляну, Море, Небо Пожеланий.

5. Салют

Если ваш любимый учитель бесстрашен и может оценить чувство юмора, то можно поздравить его с помощью воздушных шаров. У каждого ученика в руках – по 3 шарика. Как только учитель входит в класс, ученики хором кричат поздравление: «Поздравляем Вас! Ура! Ура! Ура!». На каждый выкрик «Ура!» ученики иголкой лопают по одному шарику. Получается своеобразный салют в честь праздника.

6. Стенгазета

Поздравить любимого учителя можно стенгазетой, в оформлении которой приняли участие все желающие. Для оформления газеты можно использовать бумажные цветы, листочки, ленточки, фотографии, стихотворения, анекдоты. На листе можно оставить немного места для поздравлений от других учеников. Вручить готовую газету можно сразу после уроков.

7. Самая-самая

Музыкальное поздравление от учеников. Заранее подбираются отрывки песен и описания к ним (например, песня «У нее глаза…», описание – умопомрачительная). На доске закреплен лист с фотографией учителя. Под звуки музыки дети выносят соответствующие таблички и прикрепляют под фотографией. После музыкального вступления ученики поздравляют учителя, такого «доброго, умопомрачительного, красивого …» с праздником.

8. Поздравление в формате видео

Информационные технологии в наше время позволяют делать многое: фотографировать, записывать видео или голос, изменять внешность.

Используя разнообразные анимационные возможности, можно создать оригинальное видеопоздравление в различных стилях:

  • Интервью – в виде ответов учителя и учеников на вопросы о школьной жизни. Интересная форма интервью – когда в реальности задается один вопрос (Например, «Как выглядит ученик, упавший с велосипеда?»), а в видео совсем другой («Каким должен быть идеальный ученик?»). При этом вопрос остается тем, что задавали в первом варианте.
  • Обзор школьной жизни – используются фотографии и видео уроков, внешкольных мероприятий.
  • Сценки из школьной жизни, ералаш, театрализованные постановки.
  • Поздравление от каждого ученика – читают стихотворения, поют песню, танцуют.
  • Поздравление без слов. Все слова можно напечатать на бумажных листах, изобразить с помощью различных предметов (палочки, камешки, цветные конфеты).

Для подготовки к записи требуется совсем немного материальных затрат. Зато понадобятся время и фантазия, а также желание творить и руководить. Готовое видео записывается на диск и вручается учителю. Желательно организовать совместный просмотр, чтобы увидеть слезы радости на глазах любимого учителя и порадоваться вместе с ним.

9. Живое поздравление

Поздравление с «живыми» участниками – учениками. Здесь придется договориться с учащимися других классов, чтобы «живых» ресурсов хватило для «написания» слова «Поздравляем!». Под окнами рабочего кабинета ученики выстраиваются в нужном порядке, а затем громко зовут учителя по имени – отчеству. Как только учитель выглядывает в окно, громко кричат «Поздравляем!». При желании можно выпустить воздушные шарики, чтобы получился разноцветный поток, устремленный в небо.

10. Шуточный инструктаж

Словесное поздравление, зафиксированное на бумаге и заверенное печатью учреждения (можно договориться с директором).

Инструктаж может проводиться по любому поводу:

  • «Как правильно вести себя у директора в кабинете, чтобы выжить»;
  • «Как пользоваться учениками _ класса»;
  • «Как проводить уроки, чтобы они запомнились надолго»;
  • «Как вести себя в столовой, чтобы уберечь свое лицо от попадания остатков пищи».

Ученики по очереди зачитывают «вредные» советы: в кабинете директора сидеть тихо, как мышка; не перечить, чтобы не будить в нем тигра; к контрольной работе готовиться тщательно, обыскав каждый уголок металлоискателем. Инструктаж можно закончить шуточной песней или стихотворением собственного сочинения.

11. Дарим сердца

Для поздравления понадобятся сердца – из ткани или бумаги – с фотографией каждого ученика. На доске висит ватман, в центре которого приклеено фото учителя. Ученики по очереди подходят к ватману и со словами: «Я дарю частичку своего сердца Вам, потому что …» приклеивают в любом месте сердце. Когда все сердца будут приклеены, вручают готовый лист учителю со словами поздравления.

12. Русская рулетка

Ученики готовят поздравления, затем становятся, образуя круг. Учитель с закрытыми глазами становится в центре. Он вытягивает руки вперед, совмещает ладони и поворачивается по часовой стрелке, считая вслух до трех, затем останавливается. Тот ученик, на которого указывают руки учителя, читает поздравление и выходит из круга. После того, как прочтет поздравление последний ученик, все учащиеся хором поздравляют учителя. Все поздравления по мере выхода участников можно фиксировать в тетради поздравлений, которая потом и вручается в торжественной обстановке.

13. Сказочное поздравление

Для поздравления в таком стиле понадобится бумажная корона. Ученики встают в шеренгу напротив учителя. Первый надевает корону на себя и произносит такие слова: «Я, царь труда и отдыха, повелеваю, чтобы у … (имя, отчество учителя) режим труда и отдыха соответствовал норме». Затем передает корону следующему. Здесь нужно заранее распределить роли, кто будет каким царем и что будет желать. Например, царь лени и безделья может пожелать, чтобы его подданные обходили стороной учителя; царица скуки и тоски – чтобы тоскливо и скучно учителю было только во сне.