Домой / Использование / Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку. При оценивании учитывается

Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку. При оценивании учитывается

(8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

  1. Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.
  2. Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

к/х = т/?
д/т = г/?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

Критерии и ответы

Фонетическая пропорция – это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным ) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.

Пояснение .

  1. Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].
  2. Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].

Всего 8 баллов.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

Критерии и ответы

Принужденье – притворность, неестественность, неестественное поведение, скованность.

Всего 2 балла.

Задание 3

(4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

  1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
  2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
  3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

  1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере ): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл).
  2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл).
  3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм это ещё цветочки, а ягодки (будут) впереди (1 балл) в настоящий момент всё ещё не так плохо, станет (может стать) ещё хуже (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(16 баллов) Дан ряд слов на —о : опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание 6

(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 кратк.ф. .

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 полн.ф. .

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

Критерии и ответы

В предложениях «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» краткую форму прилагательного невозможно заменить на полную.

В первом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великий» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велик».

Во втором случае полная форма прилагательного не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).

В предложениях «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» полную форму прилагательного невозможно заменить на краткую.

В первом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму.

Во втором случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.

За верное указание в каждом из 4 примеров на причину, которая не позволяет использовать символ Adj 1 без дополнительного указания на полную или краткую форму – по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

1. А. «опираясь на примеров» – грамматическая ошибка. Глагол «опираться» требует при управлении вин. п.

Б. «дом – там, в котором он живёт» – грамматическая ошибка (можно определить её и как речевую), связанная с пониманием значения слова «дом».

Если «дом» мыслится в широком смысле, как место проживания, то вместо союзного слова «в котором» надо написать «где». Если «дом» в отрывке обозначает «жилище», то неуместным оказывается наречие «там» (указание на место, а не на предмет).

В. «жилище, о котором он мечтает и стремится» – грамматическая ошибка в построении ряда однородных членов с общим дополнением (однородные сказуемые требуют от дополнения разных управляемых форм).

2. Опираясь на перечисленные выше примеры, можно сказать, что дом Обломова – это не то жилище, в котором он живёт, а то, о котором он мечтает.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку – по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.
  2. Примеры : ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр.прилагательное).
  3. За верно восстановленное правило – 4 балла.
  4. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари .

Критерии и ответы

Парадигма .

Всего 1 балл.

Задание 10

(9 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии и ответы

  1. Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
  2. Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
  3. Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего 9 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.

Ничего не предвещало в нашем большом селе шухера, но он случился. Выдвижение Павла Грудинина стало более крепкой новостью, чем выдвижение Ксении Собчак или вероятная не регистрация Навального. Наконец появилась интрига и реальный кандидат на пост Президента, который интересен и симпатичен многим, кто про него слышал или знает. Про «тараканов» не знаю, но наверняка, как у нормального человека они есть. Давно наблюдаю за Павлом Николаевичем - очень интересная личность, помноженная на смелость, опыт и знания реального хозяйственника, а так же довольно обаятельного человека с крепкой репутацией. Он капиталист, не жадный, смог создать социализм для многих своих работников. Грудинин на земле и ещё от неё не оторвался в отличии от наших кремлёвских небожителей.

Теперь у страны появился шанс второго тура, если только его не снимет ЦИК по какой либо уважительной причине. Не ожидал от Геннадия Андреевича и КПРФ такого хода. Зюганов показал, что главное вовремя уйти и не бояться выдвигать сильных кандидатов. Надо думать о России, а не о личном благополучии и начальствующем кресле.

Есть мнение, что это хитрый ход кремлёвской команды. Дескать товарищ не раскручен в широком информационном поле и его шансы в отличии от Зюганова на голоса гораздо ниже. Не уверен. Фактор усталости россиян от вечного Владимир Владимировича и появление реального альтернативного кандидата может быть решающим, и привести всю эту веселую команду кандидатов в Президенты ко второму туру.

Грудинин не нишевый кандидат, он может объединить под своим крылом и коммунистов, и часть либерального крыла, да ещё и бизнес наверняка может откликнуться. Как итог Грудинин сможет набрать более 30-33% голосов, если ему будут предоставлены центральные каналы. Его успехи и понимание жизни на земле дают ему ощутимые преимущества в глазах многих россиян и жителей сельской местности.

Может мои прогнозы оптимистичны, но реакция моих знакомых на это выдвижения очень положительная, даже тех, кто поддерживал либералов. Если Кремль хотел добавить интриги для повышения явки, то на мой взгляд, он переборщил. Товарищ то реальный.

Обсудил эту новость с несколькими моими крымскими знакомыми, кто работает именно на земле. Для Крыма, который далёк от наших материковых реалий, он не известен. Первый вопрос был – «Он признаёт, что Крым часть России, что Крым вернулся Домой?» . Надеюсь, что ДА.

Шансов победить у него на президентских выборах мало, но встряхнуть КПРФ и Россию матушку он сможет. Если наберёт более 30% голосов, то КПРФ имеет полное право требовать от Владимира Путина рассмотреть его кандидатуру на пост Премьера. Хватит нам смешных экспериментов, в том числе и в сельском хозяйстве.

Мне очень понравилось его недавнее выступление по теме развития сельского хозяйства в стенах ГосДумы.

Грудин очень четко поставил диагноз стране и сельскому хозяйству, а так же, что надо сделать, чтобы молодёжь и специалисты жили в селе, а не бежали в города. Очень рекомендую , он гонял товарищей из Правительства и Думы, как шпану. У Медведева и его министров кресла в тот момент если не гореди, то тлели точно.

Что в итоге? Интрига и реальный оппонент Путину. Было бы очень интересно посмотреть их дебаты, но не менее интересны были бы его дебаты с Навальным и Собчак. О чём бы спорили? О КПРФ? О Сталине?

Не знаю как вы, а я теперь запасаюсь попкорном и когда прилечу на днях в Москву, приложу все усилия, что бы пообщаться с кандидатом.

Тем временем в стране маразм крепчает, а Кадыров остался без Facebook и Instagram, будем ждать извинений перед ним загнивающей Америки, лично Цукерберга и конечно Трампа. Что-то надо менять, мы летим в пропасть, за рулём клоуны, только кто извинится перед русским народом за этот беспредел?

Как вы относитесь к этому выдвижению?

Фото агентства городских новостей "Москва"

КПРФ удивила многих, выдвинув кандидатом в президенты не своего многолетнего лидера Геннадия Зюганова, а директора «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина. Впрочем, можно сказать, что публику к этому готовили. Геннадий Зюганов каждый раз, получая эфир на «России 24», громко и отчетливо говорил о том, что у «товарища Грудинина» - предприятие номер один в стране, и он постоянно рекомендует властям обратить на него внимание. Таким образом, у директора «Совхоза» намечалась и политическая перспектива.

Среди политологов, высказывающих свое мнение в СМИ и соцсетях, доминируют два – полярных – подхода. Одни считают, что в администрации президента кто-то совершил ошибку, допустив выдвижение Грудинина, потому что он может создать проблемы для Владимира Путина на выборах. Грудинин – успешный бизнесмен, но при этом «свой мужик», а не сырьевой магнат, и к тому же его нельзя назвать агентом Запада, потому что внешнеполитическую линию власти он полностью поддерживает, как и вся его партия. Иначе говоря, модель «Путин против либерала или оранжевого революционера» рушится.

Другой подход сводится к тому, что администрация президента не ошиблась, а все сделала осмысленно, и важно лишь понять ее логику. Политолог Евгений Минченко в своем Facebook высказал мнение, что выдвижение Грудинина добавит выборам энергетики, а это может повлиять на явку. К тому же выдвиженец КПРФ способен оттянуть часть бизнес-электората у Ксении Собчак и Бориса Титова, а пенсионеры при этом, напротив, предпочтут Путина.

Примечательно, что в участии Старой площади никто не сомневается, а тот же Минченко подчеркивает, что Зюганов и Грудинин провели в администрации президента немало времени. КПРФ – лояльная власти партия, встроенная в государственно-политическую систему, поэтому считать ее предвыборное решение каким-то демаршем, неожиданным для власти фортелем, наверное, не стоит.

Может ли Грудинин помешать легкой победе Путина, желательно – в первом туре? Власть контролирует государственные институты, федеральные медиа, политическую повестку и по большому счету системную оппозицию, поэтому на данный момент ответ скорее отрицательный. Опасными для планов власти являются не люди, а неожиданно возникающие главные темы. Когда они есть, даже лояльные оппозиционеры из-под контроля выходят. Сейчас, в декабре 2017 года, такой темы у выборов нет, а оппозиционные партии продемонстрировали неспособность подхватить даже олимпийский сюжет.

Моментальной способностью чувствовать конъюнктуру и ключевые темы обладают настоящие политики. Их характеризуют, во-первых, воля к власти и, во-вторых, развитые политические инстинкты. Это можно с некоторыми оговорками отнести к Алексею Навальному, и во многом поэтому его последовательно маргинализируют. Несомненны политические инстинкты Владимира Жириновского, но при этом его амбиции в последние годы, похоже, ограничиваются местом в сложившейся системе. Системные политики прекрасно понимают, что переход власти от одной элиты к другой в России может произойти лишь в результате социально-политической катастрофы. Взять в такой ситуации мандат на управление страной – огромная ответственность и вызов.

Главная политическая тема рождается вдруг. Фальсификации на выборах. Крым. Война в Донбассе. Первоначальный шок от санкций. Валютная паника. Допинговый скандал и национальный позор. На выборы-2018 идут две новые фигуры – Ксения Собчак и Павел Грудинин. Но мы ничего не знаем о том, есть ли у них реальная воля к власти, а вместе с тем и к тотальной ответственности. Мы ничего не знаем об их политических инстинктах, то есть способности почувствовать главную тему и моментально на ней выехать. Поэтому сейчас говорить об опасности того же Грудинина для власти можно лишь умозрительно.

О ЧЕСТНОМ БУРЖУЕ ГРУДИНИНЕ

Казалось бы одна наглая кабанья физиономия Грудинина вызывает отвращение. Но ведь он так много обещает, у него такая программа! вопят идиоты. То, что Грудинин обул пайщиков, с работы выгнал сотни человек - нет, не доходит.

Что сделал Грудинин, едва став председателем Совета депутатов города Видное в ноябре прошлого года? Несмотря на рост бюджета города за 2017 год более чем на 54 млн, Грудинин проводит сокращение социальных расходов : спорт - на 13,5%; социальная защита населения на 1,9%; выплаты горожанам, пострадавшим от пожаров на 35,7%; компенсация телефонной связи инвалидам по зрению на 34,7%; компенсация половины стоимости квартплаты и коммунальных услуг ветеранам ВОВ урезана на 37,5%. Статья расходной части для поддержки малоимущих граждан и одиноких людей, нуждающихся в помощи, была исключена из бюджета совсем.

Всё равно не доходит!

Ну, ладно, люди малообразованные вопят за Грудинина. Находятся идиоты и среди образованных левых.

КПСС давно нет зато - есть ЦК КПСС. Состоит этот ЦК и двух человек, Скворцова и Лепихова. Ну, пять человек. Ну, десять, все в Москве. Была у меня переписка со Скворцовым этот человек никак не хотел понять, что Москва привилегированный город, соответственно привилегированному бытию буржуазное общественное сознание.

Недавно Грудинин обратился с письмом к левым организациям, мол, так и так, давайте, навалимся, ибо левые организации (подразумевается все левые организации) и националисты выдвинули единого кандидата. На самом деле из левых Грудинина поддержал лишь Левый фронт, который вовсе не фронт, да вовсе и не левый. Однако Сережа Скворцов решил: пришло его время. И поддержал Грудинина. Читаем комментарий первого секретаря ЦК КПСС Скворцова, пресс-релиз № 313 от 19.02.2018 г.

"После многих лет откровенно имитационных выборов, абсолютно ничего не решавших, предстоящие 18 марта выборы впервые приобретают серьёзный характер. Как же это получилось? В условиях нарастающей социальной напряжённости властям нужно периодически выпускать пар, для чего как раз подходят даже относительно честные выборы.

В том, что выдвижение Грудинина было согласовано с властями, не сомневаюсь, зная, во-первых, характер отношений с ними КПРФ, во-вторых тот удивительный факт, что в конце декабря Грудинину было уделено большое внимание на всех федеральных каналах, представители которых чуть ли не дрались за право его показать.

Но уже в начале января всё по команде изменилось, и в казённых СМИ началась мощная пропагандистская кампания против Грудинина. А независимые опросы общественного мнения вдруг показали, что директор совхоза, ещё не начав кампанию, уже имеет реальный рейтинг в 25-30%! Думаю, изначально рассуждали власти примерно так. Фактор грозящего массовыми протестами Навального устраняется надолго, т.к. с появлением Грудинина выборы утрачивают характер фарса на сцену выходит солидный, достойный человек, ведь тот же Зюганов уже давно не воспринимается как реальный оппозиционер. С другой стороны, много голосов Грудинин не соберёт, и потому для власти безопасен во-первых, на федеральном уровне он малоизвестен, во-вторых, горожане, дескать, не станут поддерживать директора совхоза. Наконец, в случае корректировки результатов выборов КПРФ явно не будет устраивать акции протеста. Нна бумаге получился удобный спарринг-партнёр. Забыли про овраги, хотя в директор совхоза уже стал президентом Белоруссии, где сельское население 30%.

Я беседовал с людьми из разных регионов, в т.ч. далёкими от коммунистической идеологии. Очень многие заявляли, что будут голосовать за Грудинина. Говорили, что он спокойно, безо всякой истерики высказывает разумные вещи, с теплотой вспоминали о жизни при Советской власти, когда жизненный уровень большинства населения был в 4-5 раз выше, чем сейчас, говорили даже, что и внешне Грудинин выглядит гораздо лучше всех остальных кандидатов. Что до кампании, которая против него развернулась, эффект от неё двоякий. Да, кое-кто поверил официальному негативу, но, пожалуй, Грудинин от неё скорее выиграл. На днях я беседовал с одним сельским жителем, у которого даже нет Интернета. Он горой за Грудинина, о котором узнал… из критических передач федеральных телеканалов. Если там его ругают значит, человек достойный - и эту мысль я встречал у многих других. Не зря по Москве ходят слухи, будто председатель ГД предлагал ослабить накал антигрудининской пропаганды, сказав, что если так будет продолжаться и дальше, Грудинин может победить уже в 1 туре, ведь антиреклама это тоже реклама. Но, похоже, его мнение проигнорировали, и кампания по дискредитации Грудинина продолжается при том, что предъявить ему по большому счёту нечего. Поэтому кандидата от КПРФ пытаются оторвать от левого электората, рассказывая, что программа у него, дескать, не коммунистическая и вообще он не коммунист, а наоборот, эксплуататор. Что любопытно, громче всех об этом кричат откровенно антикоммунистические издания. Сначала его даже именовали олигархом, но, потом, видимо, сообразили, что в РФ слишком многие понимают, что с приписываемыми Грудинину млрд. рублей олигархом быть невозможно тут нужны млрд. долларов .

В 90-х с.х. предприятия в РФ подлежали обязательной приватизации, поэтому остаться в госсобственности возглавляемый Грудининым совхоз просто не мог. А если Грудинин хотел и дальше им руководить, то поневоле должен был стать коммерсантом, и притом успешным ведь за ним стоял трудовой коллектив. И если бы он не сконцентрировал большинство акций в своих руках, хозяйство бы растащили, причём на вполне законных основаниях. Кстати, на паи совхоз не делили, так что протесты обманутых пайщиков - чистой воды блеф. Казенная пропаганда периодически пишет о том, что, дескать, успешным коммерсантом Грудинин стал из-за географического положения его совхоза дескать, ему помогла близость Москвы, с которой он граничит. На самом деле близость к Москве для сельскохозяйственного предприятия как раз очень большой минус уж слишком много желающих заполучить его земли.

И хотя я никогда не работал в с.х., но именно по данному вопросу оказался в теме. Я живу в т.н. Новой Москве - на территории, переданной Москве из Моск. области. В нашем уголке находился совхоз-миллионер, где в не самом благоприятном климате средней полосы РФ надои молока были как в Голландии, а урожаи зерновых как на Кубани. Таким образом, это был полный аналог грудининского совхоза им. Ленина. Теперь наш совхоз фактически не существует, как нет и 20 других колхозов и совхозов (всех, кроме грудининского), располагавшихся рядом с Москвой. Может, юридически какой-то преемник и имеется, но никакой хозяйственной деятельности он не ведёт - часть территории застроена совсем другими организациями, часть просто заброшена; если несколько лет назад на полях хотя бы косили траву, то теперь и этого нет.

Ликвидация совхоза производилась так по домам ходили некие люди (сразу от нескольких организаций) и скупали паи, розданные тем, кто раньше когда-либо работал в совхозе. Таких набралось несколько сот человек. Не могу сказать, что платили копейки многие на полученные деньги купили себе поблизости квартиры, т.е. суммы были приличные. Однако застройщики их многократно окупили, застроив полученную территорию коттеджами и многоэтажными домами бизнес-класса. Такая же судьба постигла и все остальные колхозы и совхозы, расположенные возле Москвы. Их руководители не смогли противостоять ни щедрым предложениям застройщиков, ни рейдерским захватам. Все, кроме Грудинина. Он не продался, проявил исключительную твёрдость и изрядные дипломатические способности, отстоял своё хозяйство. Само существование успешного совхоза является весомым аргументом в пользу Грудинина как кандидата в президенты РФ.

Конечно, одной принципиальности и умения налаживать контакты для президента недостаточно. Необходимы ещё знание обстановки в стране, компетентность и деловая хватка, умение работать с людьми. Так вот, кроме Путина, особого опыта руководящей работы у других кандидатов нет, а опыт Путина в основном отрицательный. Значительная часть публики, правда, в целом положительно оценивает его внешнюю политику, но это просто из-за недостатка информации на самом деле там в последние годы достижений гораздо меньше, чем провалов. Что же касается Грудинина, то опыт руководства и успешного руководства - у него есть. Причём можно с уверенностью сказать, что с учётом всех обстоятельств, заставлявших директора совхоза им. Ленина постоянно жить как на вулкане, это опыт чрезвычайно обширный, далеко выходящий за рамки одного хозяйства. В отличие от большинства остальных кандидатов (и уж точно от г-на Путина) Грудинин хорошо знает реальную жизнь хотя бы потому, что живёт в одном доме со своими сотрудниками и ежедневно обходит все совхозные подразделения. Кстати, кто-то из странных личностей, обвинявших директора совхоза в том, что тот украл у него землю, упомянул о некоем коттедже Грудинина. Так вот, если посмотреть на карту, то выяснится, что никаких коттеджей на территории посёлка совхоза им. Ленина нет там только многоэтажные дома...

Экономику директор совхоза знает не понаслышке. Как мне кажется, он действительно говорит вполне разумные вещи, причём видит ситуацию не только со своей совхозной колокольни, но и вполне глобально. В частности, я, как экономист, с удовлетворением отмечаю, что он доказательно разоблачает фальшивую официальную статистику. Но вот стоит ли коммунистам его поддерживать? И некоторые мои товарищи по левому движению говорят, что он не коммунист и программа у него не коммунистическая, так что поддерживать его не надо. Некоторые даже вместе с Навальным призывают к бойкоту нынешних выборов. Павел Николаевич не является членом какой-либо коммунистической организации - даже КПРФ, от которой он выдвинут. Но Альенде тоже не был коммунистом. И что же, из-за этого его не надо было поддерживать. Когда речь идёт о едином кандидате левых сил (а в данном случае это именно так), нужно смотреть не на его партийную принадлежность, а на его личность и программу. Разбирать ее не буду, т.к. это классическая программа единого кандидата левых сил: национализация ключевых отраслей и проч. Тем, кто считает её недостаточной радикальной, рекомендую перечитать (или прочитать) статью Ленина Грозящая катастрофа и как с ней бороться, написанную в сентябре 1917 г. Изложенные в ней меры вряд ли можно назвать более радикальными, чем то, что предлагает сейчас Грудинин. Как неоднократно высказывался всё тот же Ленин, не надо перепрыгивать через этапы. Нынешнему этапу программа Грудинина в целом соответствует. А тот, кто хочет получить всё и сразу, как правило, не получает вообще ничего.

Но станет ли Грудинин выполнять свою программу в случае избрания президентом? За примером далеко ходить не надо вспомним хотя бы г-на Воронина из Молдавии. Увы, не могу поручиться за Грудинина на 100%, но считаю, что вероятность отказа от своих обязательств здесь достаточно невелика. С одной стороны, многое из того, что сформулировано в предвыборной программе, он высказывал и 3, и 10 лет назад, когда вряд ли думал о борьбе за пост президента, так что идеи эти им, можно сказать, выстраданы. С другой стороны, многолетняя борьба Грудинина за совхоз, когда он мог много раз продаться и обеспечить себе весьма комфортную жизнь, говорит о том, что общественные интересы для него не пустой звук. Будет ли у него хотя бы теоретическая возможность претворить в жизнь свою программу, сможет ли он стать президентом?

Придворные социологи утверждают, будто рейтинг Грудинина составляет 7%, а Путина 70, так что интрига выборов заключается якобы лишь в том, кто будет вторым Грудинин или Жириновский. На самом деле это не так. Главный редактор Эха Москвы теперь утверждает, что в Москве его рейтинг составляет 25%, а Путина 44. Сведения по моим и не только моим наблюдениям весьма близки к истине. Во многих регионах этот показатель ещё выше. Я хорошо ощутил это во время недавней поездки на Кубань, причём апофеозом был эпизод, когда меня начал агитировать за Грудинина… краснодарский таксист, молодой парень, не заставший советского времени. Можно смело утверждать, что поддержка директора совхоза далеко выходит за рамки традиционного левого и национально-патриотического электората. Грудинин воспринимается как кандидат надежды, как реальная альтернатива Путину. Так что кандидат от КПРФ соберёт много голосов, которых теоретически должно хватить для проведения 2 тура. Что для российской избирательной системы совсем нехарактерно. Признаки готовящихся массовых фальсификаций просматриваются уже сейчас например, отмена открепительных удостоверений, когда за открепившегося избирателя система может проголосовать десятки и сотни раз в самых разных уголках страны, причём на местах об этом никто даже не узнает. Впрочем, результаты выборов всё-таки могут оказаться близкими к реальности, но для этого голосование за альтернативного кандидата должно стать по-настоящему массовым плюс должно стать по-настоящему массовым разочарование в Путине элиты. В 1988 г. в Чили проводился референдум о продлении полномочий Пиночета. Диктатор правил страной уже 15 лет и считался единственно возможным национальным лидером, символом стабильности, все СМИ были в его руках, а с оппозицией расправлялись так, как и положено фашистам безо всякого суда хватали на улицах и забивали до смерти в застенках. По сравнению с этим нынешняя Россия должна показаться образцом буржуазной демократии. И всё же Пиночет проиграл. Но даже если недовольство правлением Путина в самых разных слоях общества ещё не достигло подобных масштабов, исторически режим уже проиграл, и оформление его поражения дело обозримого будущего. У Путина не так уж много реальных сторонников, причём большинство из них одобряет лишь его внешнюю политику с провалом внутренней политики уже мало кто спорит. Основная масса тех, кто голосовал за Путина или просто не ходил на выборы это люди, искренне считавшие, что ему нет альтернативы. С появлением на политической арене директора этого сказать уже нельзя. Кому-то подобная альтернатива может нравиться, кому-то нет, но отрицать само её существование уже невозможно. Судьба страны решается прямо сейчас, и, конечно, в этой борьбе я полностью на стороне Грудинина".

Сначала отметим неточности. В Белоруссии не 30%, а 23% сельского населения.

Во-вторых. биографию Лукашенко Скворцов не знает. В 1975 г. Лукашенко закончил истфак, затем служил в погранвойсках КГБ. Затем служил секретарём комитета комсомола горпищеторга Могилёва. В 1983 г. назначен зам. директора комбината стройматериалов в Шклове, в 1985 начал и вплоть до 1987 г. работал секретарём парткома колхоза Шкловского р-на. В марте 1987 г. стал директором совхоза Городец. А в 1990-м стал депутатом ВС Белоруссии, в 1991-м сопредседателем Партии народного согласия. Это вам не какой-то занюханный Грудинин. Причем, став президентом, Лукашенко стал реализовывать политику, противоположную обещанной.

В-третьих, само-то Скворцов соображает что пишет? По его словам, в отмене открепительных удостоверений (май 2017 года) мы должны прослеживать признаки готовящихся массовых фальсификаций. Но тут же клеймит позором открепительные удостоверения!

В-четвертых, уровень жизни рядовых граждан в СССР не был выше в 4-5 раз, от силы в 2 раза.

Пишет, что совхоз им. Ленина на паи якобы не делили и тут же сообщает, как в аналогичном совхозе люди ходили и собирали паи.

Отметим еще такие заходы Скворцова: "по моим и не только моим наблюдениям", "очень многие заявляли", "по Москве ходят слухи, будто председатель Госдумы" и т.д. Извините, а не только его - это еще чьи? И какой смысл имеют его личные наблюдения, когда дело решается исключительно социологическим опросом? Или Скворцов не в курсе, что общую форму невозможно наполнить частным, единичным содержанием типа какого-то сельского жителя или краснодарского таксиста? И еще не хватало при анализе опираться на какие-то там слухи, неизвестно кем распускаемые!

Затем отметим пропагандистский миф, который транслирует Скворцов: вначале выдвижение Грудинина было согласовано с властями, но потом Грудинин вдруг стал всеми любим, и власть перепугалась.

"… очень многие заявляли, что будут голосовать за Грудинина", - пишет далее Скворцов. То есть, он себя считает социологическим бюро. Но Скворцов еще приводит данные радио "Эхо Москвы" - якобы 25% за Грудинина. Почему бы Скворцову не привести данные Левого фронта, тот вообще заломил 70% за Грудинина. Понятно, что все, буквально все социологические агентства продажны но ведь сама КПРФ провела социологический опрос: у Путина 58%, у Грудинина 7%. Бог со ВЦИОМ, но есть еще Фонд "Общественное мнение" (ФОМ). ФОМ убежал от ВЦИОМ и остался независимой некоммерческой организацией. Фонд получил известность за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, выполнял заказы для МОСТ-банка, ВАЗа, ЮКОСа, Российской ассоциации маркетинга и пр. По данным ФОМ в конце января у Путина 64%, у Грудинина и Жириновского по 6,2%.

Разве Скворцов не в курсе, что либералы, в т.ч. "Эхо Москвы", поддерживают Грудинина, потому и лепят ему фиктивные 25%?

"Я, как экономист, - гордо пишет Скворцов, - с удовлетворением отмечаю… он доказательно разоблачает фальшивую официальную статистику". Извините, до Грудинина доказательно не разоблачал фальшивую официальную статистику только ленивый. Грудинин только повторяет, что уже твердят десятилетиями, причем доказывать сказанное он не способен в принципе - головушка подкачала. Что до Скворцова он такой же экономист, как тяжеловес Алексеев балерина.

Дальше Скворцов просто повторяет примитивных грудининских агитаторов: "… если бы он не сконцентрировал большинство акций в своих руках, хозяйство бы растащили... Кстати, на паи совхоз им. Ленина не делили, так что протесты обманутых пайщиков - чистой воды блеф. Казенная пропаганда периодически пишет о том, что, дескать, успешным коммерсантом Грудинин стал из-за географического положения его совхоза дескать, ему помогла близость Москвы… колхозы и совхозы, расположенные возле самой Москвы. Их руководители не смогли противостоять ни щедрым предложениям застройщиков, ни рейдерским захватам. Все, кроме Грудинина. Он не продался, проявил исключительную твёрдость и изрядные дипломатические способности, и в результате отстоял своё хозяйство… уже само существование успешного совхоза им. Ленина является весомым аргументом в пользу Грудинина как кандидата на пост президента России".

Во-первых, так пишет далеко не только казенная пропаганда, не надо врать. А во-вторых, пишут вовсе не так, Скворцов передергивает. Люди пишут совершенно справедливые вещи: успешным коммерсантом Паша стал исключительно потому, что земля у МКАД золотая, и он эту землю продает и сдает в аренду. Ну, а то, что он отбился от рейдеров заслуга не его, а "Единой России", активистом которой Грудинин был 11 лет. Ну, кто бы рискнул посягнуть на земли человека, который был доверенным лицом у Путина? Так что Грудинин именно продался, и продался с размахом. И не собирался Грудинин противостоять щедрым предложениям застройщиков они вовсю орудуют на его землях, и азербайджанец Агаларов, и шведская IKEA, и прочие, прочие.

И обманутые пайщики - не блеф, не надо повторять грудининский агитаторов, эта история тянется 20 лет, все документы в судах.

Ну, и, конечно, главный штамп грудининской пропаганды: Грудинин не дал растащить, сохранил и т.п. Т.е. для Скворцова те буржуа, те бизнесмены, которые сосредоточили в своих руках акции заводов - вовсе не растащили государственную собственность, они, оказывается, ее сохранили!

Без зазрения совести Скворцов сравнивает хрен с пальцем Альенде с Грудининым, статью Ленина "Грозащая катастрофа и как с ней бороться" - с программой Грудинина.

"Альенде не был коммунистом". Так Альенде и капиталистом не был!

Избирательную кампанию Грудинин ведет "… безо всякой истерики" - пропагандирует Скворцов. Да ведь вся страна видит - всё наоборот! Грудинин истерично сражается с журналистами, злостно не отвечает на вопросы, путается с ответами…

"… общественные интересы для него не пустой звук", - не покраснев, врет Скворцов. Конечно! Из 900 работников совхоза уволил 580 человек, из 526 акционеров ЗАО выпнул 486 человек, у самого осталось 44% акций. Незаконно лишил квартиры семью Филькиных, отнял паи у работников совхоза…

По словам Скворцова, Грудинин мог бы "обеспечить себе весьма комфортную жизнь". Т.е. якобы не обеспечил. А вилла в Великобритании у его жены? А доход в 2,2 млн р./мес. это не комфортная жизнь?? Именно 2,2 млн, т.к. Грудинин сам назвал свой доход за 6 лет 157 млн р.

Скворцов не стесняется повторить еще один миф грудининских пропагандистов, что Грудинин-де "живёт в одном доме со своими сотрудниками и ежедневно обходит все совхозные подразделения".

Особенно Грудинин любит кататься на горных лыжах. Так что с ежедневным обходом не получается. И как же домик у его супруги в Великобритании, как же вилла у его сына в Испании? Причем сам Грудинин признал наличие дома в Испании, а вот оглохший Зюганов все твердит, что это ложь.

"… предъявить ему по большому счёту нечего", - ничтоже сумняшеся, уверяет Скворцов. Т.е. он, видимо, плохо видит и плохо слышит, потому что Грудинину предъявляют столько, что в любой другой стране за такое давно бы сняли с выборов.

Не смог вовремя закрыть счета в оффшорах, нарушил закон.

Не задекларировал собственность супруги, нарушил закон.

В ЗАО Грудинина отсутствует профсоюз, это нарушение закона.

Агитаторы Грудинина получали деньги не с его избирательного счета, и, как пить дать, не все тиражи газет с агитацией за Грудинина, оплаченные с других счетов, были арестованы.

Но самое главное, что обязательно нужно предъявить Грудинину он буржуй. И, что самое грязное не первый в рядах КПРФ.

"… исторически режим уже проиграл", - прорицает Скворцов. Вообще-то гибель капитализма предсказывали многие, в т.ч. Маркс. Если же речь идет о путинском режиме, то этот режим ничего никому не проигрывал. Т.к. такового не существует в природе. Он существует в пропаганде Госдепартамента и российских либералов.

Читайте, читайте, что пишет наш коммунист: "Судьба страны решается прямо сейчас…" То есть, секретарь ЦК КПСС стерилен в отношении работ Маркса, Энгельса, Ленина, конкретно того, что они писали о буржуазных выборах.

Скворцов совершает подтасовку. Он пишет. что иногда власти должны выпускать пар пусть даже путем честных выборов. Классики же марксизма-ленинизма утверждали, что ЛЮБЫЕ буржуазные выборы это система выпускания пара. Именно поэтому интерес к ним ослабевает во всем мире. Даже если пофантазировать, что Грудинин приличный человек, и он вдруг стал президентом выборы все равно останутся выпусканием пара, а правящий класс буржуазии заставит Грудинина плясать так, как Грудинин плясал в "Единой России". Ибо, к сведению коммуниста Скворцова, правят не президенты, а классы.

Причем Скворцов просто упорно повторяет: совхоз им. Ленина - хотя уже сто раз рассказали, что никакого совхоза не существует, есть капиталистическое ЗАО.

"… в России слишком многие понимают, что с приписываемыми Грудинину миллиардами рублей олигархом быть невозможно тут нужны уже миллиарды долларов . … кандидата от КПРФ пытаются оторвать от левого электората, рассказывая, что программа у него, дескать, не коммунистическая и вообще он не коммунист, а наоборот, эксплуататор", - пишет Скворцов.

Скажите, как можно оторвать Грудинина от левого электората, если Паша никогда с ним не был связан, он всегда был связан с электоратом Единой России, а в его совхозе 6 депутатов, подавляющее большинство от Единой России.

И не высказывал 10 лет назад Грудинин пункты из своей нынешней программы, Скворцов врет, Грудининн бы с такими пунктами живенько бы вылетел из ЕР.

И не надо говорить слово "приписывают". Евробонды, ноты у Грудинина на зарубежных счетах обнаружены, а его 44% акций ЗАО это и есть как раз миллиард долларов.

Но дело в другом. Скворцов так строит фразу, что получается. будто бы Грудинин коммунист. хотя ни в одной компартии не состоял, будто Грудинин не эксплуататор! Будто бы успешный коммерсант - не буржуа. Будто бы буржуа не являются классовым врагом рабочих. Это владелец 44% акций ЗАО! Ни фига себе?!

Ну, кто так может рассуждать? Только житель привилегированной столицы, чье привилегированное бытие породило буржуазное сознание.

Борис Ихлов, объединение Рабочий, 21.2.2018

Интересна статья?

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку проводится с 1996 года для учащихся 4-11 классов. В первом, школьном этапе может участвовать любой желающий независимо от оценки по предмету. Задания этого этапа, как правило, предполагают краткий ответ, чтобы справиться с ними, школьникам понадобятся знания сложных случаев орфографии и орфоэпии, понимание фразеологизмов и архаизмов, а также логика и смекалка.


«РУС 10 кл ШЭ-17»

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

1) Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.

2) Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

2. (2 балла)

(1) Онегин был, по мненью многих

(2) (Судей решительных и строгих),

(3) Учёный малый, но педант,

(4) Имел он счастливый талант

(5) Без принужденья в разговоре

(6) Коснуться до всего слегка,

(7) С учёным видом знатока

(8) Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

3. (4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами:

перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней.

4. (2 балла)

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

5. (16 баллов) Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» обозначаются схемой N1 – Adj 1 кратк.ф. Предложения «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» обозначаются схемой N1 – Adj1 полн.ф.

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

7. (5 баллов)

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (5 баллов)

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

2. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл)

Магда Пари .

10. (9 баллов)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.

Просмотр содержимого документа
«РУС 11 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС

1. (11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.

Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?

Непарные согласные:

звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];

глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].

науки. Докажите своё мнение.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

(1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

(3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

(6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

3. (4 балла) Даны словосочетания с глаголами:

добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче).

Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.

Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф .

Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф . Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого. В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.

Девушка хороша собой.

Утро нынче свежее.

Эти сапоги финские.

Москва – самый крупный мегаполис Европы.

7. (6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.

8. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

лОпата, иждИвение, обАяние, инжЕнер, Организовать, спЕктакль

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир ?

10. (15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

2. Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.

Максимальный балл за все выполненные задания – 69.

Просмотр содержимого документа
«РУС 4 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 4 КЛАСС

Прочитайте текст и выполните задания 1–10.

(1)Город Углич на юго-западе Ярославской области стоит на крутом берегу Волги. (2)Здесь река делает резкий поворот и получается острый угол, отсюда и название города. (3)Углич – один из самых древних городов России. (4)Он основан в 937 г. (5)В 14 веке здесь построили деревянный Кремль. Это был пограничный укреплённый город Московского княжества. (6)С Угличем связана одна из версий трагической гибели наследника русского престола – царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. тревожно зазвонил набатный колокол Углича. Народ сбежался со всех сторон, думая, что пожар. Но, узнав о смерти восьмилетнего царевича, жители города жестоко расправились с убийцами. Борис Годунов приказал наказать всех участников этого самосуда, даже колокол, оповестивший о гибели царевича. По обычаю того времени осуждённых клеймили. Колокол сняли, отрубили ему ухо, на котором он висел, и язык и принародно на площади наказали двенадцатью ударами плетей. Затем отправили в ссылку вместе с угличанами. Целый год под конвоем стражников тянули осуждённые набатный колокол в сибирский город Тобольск. В 1677 г. во время сильного тобольского пожара гличский колокол расплавился. Через несколько лет в память о ссыльном колоколе в Тобольске отлили новый, похожий на прежний. Со временем убийство царевича стало доказанным фактом и угличане подали прошение императору о возвращении в город незаслуженно наказанного колокола. Но только в конце 19 века его копия была возвращена в Углич. Сейчас колокол висит в историческом музее углического Кремля. Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник. Деревянные стены не сохранились, но каменные здания поражают своей древностью. Палаты удельных князей построены из красного кирпича в 15 веке. Здесь и жил маленький царевич Дмитрий. На месте его гибели была возведена церковь, которая стоит до сих пор. В главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе находится деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков. В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев. Весь город – это памятник истории и культуры России, один из самых древних и интересных старорусских городов Золотого кольца.

1. (4 балла) Перечитайте 2-е предложение. Определите, как произносятся звуки в слове «получается», если его произносить быстро. Запишите транскрипцией звуковой состав слова (сделайте фонетический анализ слова). Сколько звуков получилось в слове?

2. (6 баллов) Перечитайте 1-е и 2-е предложения. Объясните, как из слова «угол» появилось слово «Углич» (куда «убежала» буква «о», почему прибавились буквы «ич»; какой частью слова было сочетание -ич). Приведите примеры слов (не менее двух), в которых в современном русском языке выделяется -ич со значением принадлежности к роду или местности. Одно из таких слов есть в предложении № 6.

3. (5 баллов) В «Этимологическом словаре» М. Фасмера сказано об одном из слов: «Праслав. *sьde» образовано от местоим. «sь» (см. сей), как где от *kьde из вопросит. местоим. kьto». Догадайтесь, о каком из слов предложения № 5 идёт речь. Почему в современном русском языке это слово так пишется? Найдите в тексте слово, которое относится к этому же правилу правописания таких слов.

4. (4 балла) Дана пара слов: сторона – страна. Найдите в тесте не менее двух слов, в которых есть полногласное сочетание оро в корне. Подберите к этим словам однокоренные слова с неполногласием в корне.

5. (6 баллов) Некоторые числа в русском языке принято писать римскими цифрами. Какие это числа? Исправьте их в тексте, написав правильно. Что ещё в русском языке можно записывать римскими цифрами? Приведите один пример.

6. (6 баллов) Определите лексическое значение слов в тексте.

Набатный (колокол) –

Удельный (князь) –

Престол –

7. (2 балла) Укажите главные члены в следующем предложении.

Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник.

8. (1 балл) Укажите, какой частью речи являются слова три и одиннадцать в данном ниже предложении.

В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев.

9. (1 балл)

Из текста понятно, что

1) жители города Углича не забыли о судьбе несправедливо наказанного колокола

2) царевич Дмитрий был сыном царя Бориса Годунова

3) в главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе – не сохранился деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков

4) царевич Дмитрий причислен Русской православной церковью к лику святых

10. (1 балл) Выберите один или несколько вариантов ответа.

Прочитав текст, вы поняли, что назвать этот текст можно было «Колокол Углича», потому что

1) колокол сослали

3) колокол стал причиной гибели царевича

4) город назвали в честь несправедливо наказанного колокола

Максимальный балл за все выполненные задания – 36.

Просмотр содержимого документа
«РУС 5 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.

Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.

2. (5 баллов) Даны словосочетания:

свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.

Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.

3. (3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину:

узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.

Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.

4. (2 балла)

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

5. (5 баллов) Даны пары имён существительных.

лошадь – лошадка

машина – машинка

корзина – корзинка

мышь – мышка

горсть – горстка

поляна – полянка

ночь – ночка

дорога – дорожка

Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.

6. (5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца

7. (10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся ;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании ˂….˃ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой ˂….˃ стоит ˂….˃ или согласные Л, М, Н, Р.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

9. (1 балл) кекс Али (лексика). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.

2. Тои бо вѣщии Боянъ... пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.

Просмотр содержимого документа
«РУС 6 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

1. (5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:

– О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух.

2. (8 баллов) Даны пары слов.

кольчуга

бронежилет

Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Что такое А?

Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

3. (5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением:

лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы другие слова.

4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не

вяжешь – как же я тебя пойму?

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Дан ряд существительных:

графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.

С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы? Обоснуйте ответ.

6. (8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.

1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.

2. Скажи, которая Татьяна?

3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.

4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?

7. (12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой – и о том,

Как, удручён своим венцом ,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

гранью дружеских штыков.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,

2. Сформулируйте название этого орфографического правила,

3. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.

2) И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.

Просмотр содержимого документа
«РУС 7 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

1. (8 баллов) Дан ряд слов: отличник, яичница, булочная, авантюристичный, скворечник. Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения.

2. (6 баллов) Даны пары слов.

водитель

доносчик

волшебник

Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Он кто?

Что за А?

В какой паре слов А нельзя точно объяснить через В? Для какой пары контекст будет понят по-другому? Объясните Вашу точку зрения.

3. (3,5 балла) Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: божественный, язвенный, обеденный, пашенный, тыквенный, молитвенный.

Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.

1. Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы остальные слова.

4. (2 балла)

Мы так и не смогли влезть в первый автобус: людей там набилось как килек в банке, невозможно было втиснуться.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеются в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании родительного, дательного, винительного и творительного падежей единственного числа слова господь ?

6. (5 баллов) Прочитайте предложения:

Год провёл СРЕДИ ПОЛЯРНИКОВ на зимовье.

Сыграть ПРОТИВ ЧЕМПИОНА мира.

Надо обсудить вопрос ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКУПКИ новой мебели.

А как у вас на заводе дела НАСЧЁТ ЗАРПЛАТЫ?

Все выделенные фрагменты можно заменить предложно-падежными сочетаниями, построенными по следующей модели: предлог Х + сущ в тв. п. Напишите искомый предлог Х. Замените выделенные сочетания сочетаниями с найденным Вами предлогом.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки.

Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими .

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Максимальный балл за все выполненные задания – 43,5.

Просмотр содержимого документа
«РУС 8 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

1. (6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

2. (6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации.

Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

3. (16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко?

6. (5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ . яко се вместеше рука.

1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.

2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или ˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила.

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи.

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.

2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.

Просмотр содержимого документа
«РУС 9 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

(1) Призадумался поп,

(2) Стал себе почёсывать лоб.

(3) Щёлк щелку ведь розь.

(4) Да понадеялся он на русский авось.

(5) Поп говорит Балде: «Ладно.

(6) Не будет нам обоим накладно.

(7) Поживи-ка на моём подворье,

(8) Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

3. (7,5 балла) Даны слова:

мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

6. (6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть – так хват.

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся .

2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.