Домой / Ремонт  / Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

Сравним два типа механизмов регуляции поведения: эмоциональный и волевой. Эмоции служат важным, но практически мало управляемым при помощи сознания механизмом регуляции моти-вационной деятельности. Функции воли во многом противоположны и заключаются в реализации целей, сознательно поставленных человеком в ходе мыслительной деятельности. Причем целей, достижение которых, как правило, требует преодоления многих желаний и стремлений данного человека. Таким образом, воля осуществляет сознательное регулирование поведения. Причем это регулирование проходит в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями), с одной стороны, и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, так же каки моральными, социальными нормами, с другой стороны.

Другими словами, воля представляет собой инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека (рис. 5.15). Исходя из этого, волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам и с точки зрения опасных для жизни последствий реализации этих мотиваций.

В этом алане можно полагать, что волевые сигналы могут, вообще говоря, тормозить поведение, "рекомендованное" положительными эмоциями, например, если это поведение, хотя и приятно для субъекта с точки зрения удовлетворения некоторых мотиваций, противоречит моральным и социальным нормам и ценностям. Типичный пример - борьба человека с так называемыми вредными привычками, список которых, как известно, практически бесконечен - от курения до наркотиков, от алкоголя до различных форм обмана, в том числе так называемой бескорыстной лжи, приукрашивания собственных заслуг, собственных достижений, способностей и т.д.

Волевые акты необходимы также для осуществления поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, необходимость общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, инструментом, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций (рис. 5.22).

Заметим также, что, по крайней мере, потребность в чем-то аналогичных по своим функциям механизмах воли должна появляться у любых социальных, живущих в сообществах животных, другими словами, у любых животных, в поведении которых возникают противоречия между индивидуальными потребностями (например, в пище, положении в социальной иерархии) и такими же потребностями других членов сообщества.

Таким образом, существует неизбежность появления механизма волевого регулирования в процессе эволюционного развития живых организмов. В противном случае (при отсутствии волевого управления) было бы необходимо отказаться как от положительных, так и от отрицательных эмоций, так как у организма отсутствовал бы механизм преодоления этих эмоций. С другой стороны, как мы уже убедились ранее, существование организма без эмоций невозможно, так как при такой организации в условиях отсутствия

сигналов о "вредных" ситуациях организм не сможет избегать таких ситуаций или даже, возможно, будет стремиться попадать в такие "вредные" (в широком смысле этого слова) ситуации.

Что можно сказать о характеристиках процесса волевого управления поведением? Ввиду того что волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия вочень сильной степени определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера человека. В первую очередь к таким характеристикам относится такое свойство, как сила воли, то есть максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем ввиду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий - внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Характером человека определяются и такие качества, как настойчивость, то есть способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели. При этом следует отметить, что "отличие 01 силы воли настойчивость не обязательно связана с преодолением "запредельных" трудностей, настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим напраалении.

Другое качество, непосредственно связанное с настойчивостью, - выдержка, то есть умение тормозить, исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешаюшие продвижению к данной цели. Ясно, что данная характеристика напрямую связана со способностью к упорядочению мышления, с умением планировать, организовывать и вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Следующая группа волевых качеств еше более тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе. Наличие решительности определяет способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров и "топтаний на месте" совершать выбор линии поведения и также четко осуществлять принятые решения. Естественно, что качество решительности приобретает полезное значение только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, в противном случае решительные, но неправильные действия становятся намного хуже, чем прояатение нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления различных отатекаюшихобстоя-тельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Реферат

студентки гр.

Владивосток

1 Воля и ее основные признаки

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

Настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

Выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

Решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

Обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

Организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

Несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

На пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

Выбор мотивов и целей;

Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

2 Теории воли

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.

Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.

Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.

Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

Мотивационный подход;

Подход свободного выбора;

Регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу:

Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Г.И. Челпанова. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова. Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.

2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия:

Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).

3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия:

Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.

Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.

Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.

Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.

Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.

Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" (Выготский Л.С., 1982. С. 465). В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению.

При мотивационном подходе волю исследовали как самостоятельного психического феномена, но недостатки этого направления состоят в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.

Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой - свободы выбора. Причинность материального мира сопоставлялась им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону.

Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн.

Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.

Исследования регуляции психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в психологии, занимающееся проблемой саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.

3 Волевая регуляция поведения

Психология воли изучает волевые действия, проблему выбора мотивов и целей, волевую регуляцию психических состояний, волевые качества личности.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

Волевые качества - категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоят в отношении мотива к цели. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения дополнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности.

Изменение смысла деятельности обычно происходит:

1) путем переоценки значимости мотива;

2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);

3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.

4 Развитие воли

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в

произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М, 1989. - Т. II . - С. 187.

2. Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – 2000г.

3. Радугин А.А. Психология и педагогика: учебное пособие. – М. 2002г. – 257с.

4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: КДУ, 2008. – С.192.

К волевым относятся все действия, которые совершаются не по внутреннему побуждению, а по необходимости. Волевыми называют действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. Ряд качеств человека можно определить, как волевые (целенаправленность, настойчивость, выдержка, терпение и т.д.).

В научной психологии волю рассматривают в ряду побудителей поведения, зачастую отождествляя ее с желаниями субъекта. Подчеркивается внутреннее родство воли с потребностями, мотивами, целями человека. С. Л. Рубинштейн полагал, что зачатки воли уже заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Волевая регуляция связана с мотивацией поведения человека, но эта связь не данность, а заданность, и она требует своего объяснения.

Для понимания психологии воли и ее механизмов принципиально важно выделение этапа, на котором происходит непосредственное инициирование деятельности и поддержание ее по ходу осуществления - процесса формирования ситуационного побуждения. Побуждение является инициирующим началом конкретной деятельности, разворачивающейся в данный момент и в данной ситуации. Возникновение побуждения связано с последовательным становлением отдельных моментов мотивации: установочной готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способов действия, создания уверенности в успехе и правильности действия.

Именно поэтому для инициации поведения недостаточно актуализированной потребности и мотива. Чтобы поведение началось и успешно закончилось, необходимо наличие многих внешних и внутренних факторов. Все они отчетливо заявляют о себе именно на этапе формирования побуждения к действию.

Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, "заинтересованность" в ее осуществлении, мотивация разворачивается в описанной выше последовательности: от актуально переживаемого мотива - к цели, к выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такое поведение в психологии получило название произвольного, мы называем его субъектным, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Структуру произвольного (субъектного) поведения можно изобразить следующим образом:

Мотивация (мотив);

Целеобразование (цель);

Планирование (план);

Реализация действий (результат);

Рефлексия.

Механизмы волевых действий иные. Их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствуют заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Иначе говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости ("надо"), а не по непосредственному желанию.

Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие имеет для человека определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое тем не менее должно быть осуществлено.

Основным механизмом волевого поведения является "изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию". Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы человека с его волевым поведением. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.

Изменения смысла действия можно достичь:

  • - во-первых, через переоценку значимости мотива, при обесценивании предмета потребности;
  • - во-вторых, через изменение роли и позиции человека в общности;
  • - в-третьих, через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий;
  • - в-четвертых, через обращение к символам, ритуалам для укрепления действия;
  • - в-пятых, через соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственности и т.п.);
  • - в-шестых, через воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов.

Другими словами для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

  • 1) осознание цели и стремление достичь ее;
  • 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
  • 3) появление мотивов, утверждающих или отражающих эти возможности; психический волевая регуляция
  • 4) борьба мотивов и выбор;
  • 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
  • 6) осуществление принятого решения;
  • 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

На чтение 8 мин. Просмотров 4.1k.

Проблема воли философская проблема, но она имеет и психологические аспекты.

Наличие воли — это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью «Я».

С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних.

В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.

Основные волевые действия

Проявление воли или волевое поведение в действиях. Различают простые и сложные волевые действия.

Простые волевые действия позволяют идти к цели, которая была намечена. Ребенок знает, что ему необходимо сделать, как этого достичь, и он выполняет данное действие автоматически.

Сложные волевые действия предусматривают сначала осознать цель, которую нужно достичь, затем выбрать возможные пути для достижения данной цели. Далее необходимо, чтобы появились какие-то мотивы для достижения поставленной или выбранной цели.

Следующий шаг заключается в выборе, так как мотивов может быть несколько, и путей достижения цели также множество. Когда путь достижения цели выбран, осуществляется преодоление различных препятствий или трудностей на пути к цели.

Волевые действия, их проявление — все это формирует волевое поведение

Особенности волевого поведения

Воспитываем волевые качества детей

Если ребенок умеет осознанно контролировать поведение, и это осуществляется целенаправленно, при этом прилагаются усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым. В таком поведении воля активна, она играет решающую роль в любой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Главные качества волевого поведения — волевые качества

Проявление воли характеризуется рядом волевых качеств. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:

Целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.

Самостоятельность. Самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям. Оценивает их, и если чужие требования не нарушают норм морали, то он готов принять их.

Следующим волевым качеством является решительность. Когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, даже если это связано с риском, то мы имеем дело с решительным человеком.
Что значит — принимать решения вовремя? Это значит, в нужный момент, когда требуется, или когда позволяют обстоятельства. Но, если понадобится, то остановиться, и принять другое, более правильное решение.

Теперь скажем несколько слов о настойчивости. Это тоже одно из волевых качеств. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, возможно, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели.

Еще одним волевым качеством считают выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Способен ли он сохранять хладнокровие в сложных ситуациях. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, жажду и т.д.

Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются мужество и смелость. Благодаря этим качествам человек преодолевает различные лишения, страдания, и готов выполнять даже очень опасные действия. Имея мужество, человеку свойственна и настойчивость, уверенность в свои силы. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.

Когда возникают волевые качества?

Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера. От ребенка требуют не вертеться за столом, спокойно сидеть на занятии, следить за руками и т.д.

Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.

В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д.

В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.

В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка.

Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения.

И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.

Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника

Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.

Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.

Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.

Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.

Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.

Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей.

Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.

Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.

Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений

Если мы заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.

Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.

Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.

Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников

В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.

В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.

Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.

В традиционной психологии волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей. Значительное количество исследователей выделяют следующие основные признаки волевых действий

1) сознательное преодоление препятствий на пути к достижению цели;

2) конкурентные мотивы;

3) наличие волевого усилия

. Общие характеристики волевых действий следующие:

1) волевые действия являются осознанными, целенаправленными, умышленными, совершенными по собственному сознательным решением;

2) волевыми действиями являются действия, обусловленные как внешними (социальными), так и внутренними (собственными) факторами, т.е. всегда есть основания для выполнения действий;

3) волевые действия могут иметь дефицит побуждения или торможения или изначально, или в процессе их осуществления;

4) волевые действия могут обеспечиваться вспомогательным побуждением или торможением за счет изменения смысла действия и заканчиваться достижением цели

Недостаточность побуждение к действию может возникать при конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом, при конфликте двух равноценных мотивов; дефицит побуждение может в возникать в действиях без актуальной потребности, или когда возникает необходимость преодоления препятствия без учета психических, физических и операционных последствий действия тощ.

реализационной мотивации действия обеспечивает побудительная функция свободы. Фактически»побуждение мотивам»- это необходимый аспект волевого акта при недостаточности (дефиците) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного выполнения. Таким образом, все ситуации (наличие внутренних или внешних препятствий, конкурувальних целей, актуальной потребности), что с необходимостью связаны с волевыми действиями, о соединяются дефицитом реализационной мотивации действия, которую необходимо, по мнению самого человека, выполнить. В чем же заключается механизм восполнения дефицита реализационной мотивации или побуждения к обязательной дл я человека действия (принятой ею осознанно)? го смислу дії.

Условием, порождает волевые действия, является умышленное изменение смысла действия. Так, нежелательно задачи приобретает смысл через получение желаемого предмета (выучишь уроки, тогда пойдешь в кино; вымоешь окна, будешь играть на компью. Компьютеры; закончишь хорошо четверть — получишь велосипед; станешь победителем олимпиады — будешь зачислен студентом института и т.п.). В волевых действиях новый вспомогательный мотив (предмет нового побуждения) может действие ты только своей смислоутворювального функцией, а не побудительной случае новый мотив может разрушить заданное действие, побуждая человека следовать новым мотивом. Итак, умышленное изменение смысла действия предусматривает акти в работу практически всех психических процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти, эмоций, мотивации. По волевым регулированием поведения скрытое функционирование многих психических процессов, поэтому волю мо жна понимать как высшую психическую функцию, обеспечивающую вспомогательное побуждение к действию. В таком случае разі собственно волевые действия определяют как действия осознанные и умышленные, совершаемые человеком по собственному решению на основе внешней и внутренней необходимости, на основе вспомогательного побуждения к ним

Изменения смысла действия достигают, во-первых, благодаря самостоятельному переоценки значимости мотива или с помощью оценки и мнения других людей. Во-вторых, изменение смысла действия возможна путем изменения роли, позиции человека. Яркими примерами являются исследования, в которых неуспешным старшим школьникам поручали заниматься учениками младших классов, помогать им в учебе. Изменение позиции старших учеников привело к тому, что нав чение получило для них новый смысл и они настойчивее начали работать над устранением недостатков в своих знаниях. В-третьих, смысл действия изменяется через предвидения и переживания последствий действий. Наприкла д, радость родителей от поступка сына, представление о предстоящих привет от друзей, предвидение последствий от невыполненного, но обязательное заданиедання.

. Вспомогательный смысл действия создается через постановку более конкретной цели при включении предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанием, когда результаты действия становятся средством для реализации др. ншои действия, т.е. когда одно действие начинает выступать как часть другой, более широкой.

Итак, волю рассматривают как психическую реальность, должен сознательно-регулятивную природу. Иными словами, воля — это единственный, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевое ре егулювання поведения как регуляция побуждения к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек преднамеренно и осознанно создает вспомогательные побуждение (торможение) к действию через изменение сми слу действия волевой регуляции при самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в овладении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей п сихичнои функции — вололі.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе сознательной регуляции действий.

ФУНКЦИИ ВОЛИ:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации;

3. организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком;

4. мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий, возникающих на пути к достижению поставленных целей.

Волевое действие связанно с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами.

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления.

Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности.

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ:

1. является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному решению;

2. является действием необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, то есть всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3. имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4. в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов:

1) мотив, совмещенный с целью,

2) исполнение действия;

3) оценка результата.

Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента: восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги, — центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение о том, что вы переместились в безопасную зону – контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются кординационно–качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от: модальности стимула (на зрительный стимул ВР больше, чем на слуховой); интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности; установки на совершение данного действия действующих органов (правые рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левые); возраста и пола; сложности реакции на комплексный раздражитель.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция – ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Сложная реакция связанна с необходимостью принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).

СЛОЖНЫЕ ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Рассмотренные выше простые действия, операции, навыки имеют простую структуру эти действия, как правило, совершаются стереотипно.

Страницы: 1 23

Вопрос 37. Структура простого и сложного волевого действия.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Волевое действие

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление ее достичь;

2) Осознание возможностей достижения цели;

3) Принятие решения

4) Исполнение.

Нередко первые 3 этапа объединяют, называя их подготовительным звеном , а 4 этап называют исполнительным. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определённым способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление достичь ее;

2) Осознание ряда возможностей достижения цели;

3) Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) Борьба мотивов и выбор;

5) Принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) Осуществление принятого решения.

Этап "осознание цели и стремление достичь ее" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов . На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является чёткое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека)разрешается либо последовательным движением к цели, а следовательно поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а в конечном счёте от цели.

Нужно, однако подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин- это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьёзные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство..

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться.

Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилий воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычные действия – приветствие, умывание по утрам и т.д.

Структуру сложного волевого акта составляют, по крайней мере, три фазы: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Постановка целей не протекает гладко и спокойно, а, как правило, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Например, перед студентом стоит выбор: идти с друзьями на дискотеку или готовиться к семинарскому занятию. Это означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от приятного проведения времени и необходимостью работать) и требует значительных волевых усилий.

После определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализа и сравнением всех условий, в которых должно протекать действие. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Однако при всем значении постановки цели и планирования решающей фазой является исполнение. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Структура волевого действия

Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

Если у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это будет уже не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

27. Понятие воля, простые и сложные волевые действия

а) всегда осуществляются бессознательно;

б) всегда оказывают меньшее влияние на процесс выполнения действия;

в) не включают этап планирования и борьбу мотивов;

г) редко проявляются в поведении взрослых;

д) всегда связаны только с внешне заданными, а не самостоя­тельно сформулированными целями.

9. Воля предполагает …

а) преодоление только внешних препятствий на пути дости­жения цели;

б) преодоление только внутренних препятствий;

в) поиск способов "обойти" внешние препятствия;

г) преодоление внешних и внутренних препятствий.

10. Расположите в правильной последовательности этапы сложного волевого действия:

а) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, принятие одной из возможностей в качестве реше­ния, цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, осуще­ствление принятого решения;

б) цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, принятие одной из возможностей в качестве решения, появление мо­тивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, осозна­ние ряда возможностей достижения цели, осуществление принято­го решения;

в) цель и стремление достичь ее, принятие одной из возмож­ностей в качестве решения, появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения.

Тема: Познавательные психические процессы

Ощущение, восприятие, память, внимание, воображение – это …

а) психические состояния;

б) проявления бессознательного;

в) волевые процессы;

г) познавательные процессы.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают внешние (не зависящие от человека, объективные препятствия. Внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия) и внутренние (зависят от самого человека, это не желание делать то, что нужно, наличие противодействующих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и т.д.). Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.

Действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей называются волевыми действиями.

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости.

Волевые действия имеют следующие этапы:

Первый этап – подготовительный – постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цель ставится для удовлетворения потребностей, для установления цели необходимо понять мотивы (побуждение), которые побудили человека действовать. Т.е. каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Мотивы бывают разного уровня – низшего (эгоистические побуждения и высшего (мотивы общественного порядка, чувства долга).

Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного решения.

Второй этап – исполнительный – важнейший этап волевого действия – исполнение принятого решения. Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок).

Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой: человек оценивает избранные способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего.

Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления.

К волевым качествам относятся:

1. целеустремленность – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.

2. самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Отрицательное качество воли – негативизм – когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, происходит необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей и внушаемость – когда человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относится к чужим советам.

решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском.

4. настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Отрицательное качество воли отличное от настойчивости – упрямство.

5. выдержка (самообладание) – есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Противоположное отрицательное качество – импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

6. мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Причем мужество – более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия. Противоположное отрицательное качество – трусость – когда страх за себя, за свою жизнь руководит действиями человека.

7. дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Локус контроля - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации.

Таким образом, воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1862 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…