Последние статьи
Домой / Использование / Какие у школьников социальные роли. Какая социальная роль вашего ребенка: лидер или массовка

Какие у школьников социальные роли. Какая социальная роль вашего ребенка: лидер или массовка

Социальные роли в школе.

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

Вильям Шекспир. Как вам это понравится.

Как и Шекспир, ученые, занимающиеся исследованием ролевого поведения, полагают, что социальная жизнь подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций.

В школе роль «учителя», «ученика», «родителя» остается неизменной вне зависимости от того, кто ее исполняет. Социальные роли, такие как «родитель», «ученик», «учитель», «директор» переживают тех, кто их играет. И, как утверждает герой пьесы «Как вам это понравится» Шекспира, в этих ролях исполнителям позволена некоторая свобода интерпретации; все представление определяется тем, как именно будут играться эти роли. При этом некоторые аспекты ролей являются обязательными. Ученик , например, должен ходить в школу, выполнять классные и домашние задания учителя, отвечать у доски, писать контрольные работы, и получать хотя бы удовлетворительные оценки по изучаемым предметам..

Для возникновения роли необходима целая система норм. Можно с легкостью составить длинный перечень норм, регулирующих действия ученика, учителя, родителя в образовательном пространстве. Нерадивый ученик может сформировать свой индивидуальный образ, нарушая менее важные нормы: опоздания в школу, дурное обращение с одноклассниками и учителями, списывание домашних и классных работ, но это может привести к неуспеваемости и к конфликтным отношениям и в школе и дома.

Влияние ролей велико. У каждого человека есть тенденция вживаться в свои роли.

Роль:

набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Тем не менее некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» учеников вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда людей с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать - добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.

Роли «отличников» и «двоечников».

Сходным образом исполнение роли «двоечника» может вызывать эффект подавления. Учитель способен убедить ребенка, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.

Эллен Ланджер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских учеников пары для решения арифметических задач. Вначале ученики решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем один из учеников назначался «отличником», а другой - «двоечником». Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «отличникам» теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как «двоечникам» - меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено и в экспериментах с учениками начальных классов ( Jemmott & Gonzalez , 1989; Musser & Graziano , 1991): исполнение роли «двоечника» подрывает самостоятельность.

Инвестиция ролей

Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной. В психодраме, форме психотерапии, распределение ролей осуществляется именно с такой целью. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу продавщица цветов из лондонских кокни, Элиза Дулитл, обнаруживает, что, когда она играет роль леди (при том условии, что окружающие воспринимают ее в качестве таковой), она фактически и становится леди. То, что не было реальностью, становится ею.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями - родитель и ребенок, учитель и ученик. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. «Даже самые приятные и умные люди не способны на что-либо более серьезное, чем показное внимание, в то время как в их взоре сквозит раздражение, настолько им хочется вернуться к своим собственным идеям» (1665, пункт 139). Специалист по переговорам или лидер группы может улучшить взаимопонимание, предложив двум спорящим поменяться ролями, - каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен), прежде чем заявлять свою собственную позицию. Когда в следующий раз вы окажетесь вовлеченным в трудный спор с приятелями или родителями, постарайтесь остановиться и пусть каждый из вас попытается дать описание того, что должны воспринимать и чувствовать другие, прежде чем продолжит отстаивать свою точку зрения. Вероятно, ваше взаимопонимание улучшится [ c .224-226].

Литература:

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях ( Biernat & Wortman , 1991). В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе - 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей - женщины ( Castro 1990; Saltzman , 1991; Williams , 1989). Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых ( Edwards , 1991).

Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта ( Caldecott Award books ), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими как вилы, плуг, оружие) ( Crabb & Bielawski , 1994). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми». Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.

В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак ( Mark Zanna & Susan Pack , 1975) продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины - женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта.

Гендерная роль:

набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Случалось ли вам демонстрировать одну сторону своего Я для представителей вашего пола и другую - д ля противоположного.

Социальные воздействия

В западных культурах гендерные роли не фиксированы так жестко, как на Востоке. Например, работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, так же как работа с механизмами - исключительно мужской.

Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный - невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой ( Dean Morier & Сага Seroy ,1994) мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.

Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ

Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильяме, Дебра Бест и их коллеги ( John Williams , Debra Best , 1990 b ) задали эти вопросы студентам университета - представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы. Ифтикар Хассан ( Iftikhar Hassan , 1980) из Пакистанского национального института психологии так разъясняет традиционный статус пакистанской женщины:

Она знает, что родителей не радует рождение девочки, и она не должна жаловаться, что родители не посылали ее в школу, поскольку работать по специальности она не будет.

«Когда я начал работать в Принстоне в 1970 году, первая группа абитуриенток как раз прорвалась в этот оплот мужского пола. Наши пионерки были чрезвычайно способны и весьма честолюбивы. Ведь большинство из них собирались стать врачами, юристами и профессорами! Интуитивная догадка Сюзан Пак состояла в том, что, несмотря на выдающиеся способности и высокую мотивацию ее сокурсниц, они все равно будут «прикидываться дурочками», сталкиваясь с симпатичными, хотя и шовинистически настроенными мужчинами Принстона.

Курсовая работа Сюзан, посвященная этой теме, показала следующее: женщины из Принстона изображают «дурочку» или «умницу» в зависимости, в частности, от того, расценивают ли они установку привлекательных принстонских мужчин как шовинистическую или как либеральную по отношению к женщинам. Интересно, воспроизводимы ли эти результаты в сегодняшнем Принстоне? В других колледжах? Будут ли и мужчины тоже стараться соответствовать гендерным стереотипам симпатичных женщин?»

МАРК ЗАННА ( Mark Zanna ), университет Ватерлоо:

"Женщину Востока учат быть терпеливой, самоотверженной, послушной... Если ее брак будет не самым счастливым, вина будет возложена на нее. Если кто-то из ее детей не преуспеет в жизни, она окажется главной причиной неудачи. А в тех редких случаях, когда она пытается развестись или получает развод, ее шансы на второй брак весьма призрачны, поскольку пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам".

В номадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным ( Segall & others , 1990; Van Leeuwen , 1978). В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (рис. 6-3). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в Соединенных Штатах - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48% ( Triandis , 1994). В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.

Гендер и образование.

В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских Мужчин эта вероятность о три раза выше. (По данным Американского совета по образованию, 1994)

Социальные воздействия

Изменение гендерных ролей на рабочих местах. Количество дипломов по медицине, юриспруденции и стоматологии, выданных женщинам, неуклонно растет. (Поданным Бианки, п печати)

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ

За последние полстолетия - тонкий слой в нашей долгой истории - гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял «замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать ее». В 1993 году такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных ( Newport , 1993), хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей «идеальная семейная ситуация» - когда «отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях» (Организация Гэллапа, 1990). В 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что «занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей». В 1994 году с этим согласились лишь 25% ( Astin & others , 1987, 1994).

Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы страны возросла с одной трети до почти трех пятых. Начиная с 1970 года все больше женщин учатся на юристов, врачей, дантистов.

В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины - все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33% ( Robinson , 1988). Но влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю ( Juster & Stafford , 1991).

Американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего

19% работ по приготовлению пищи,

16% уборки и 12% стирки.

Литература:

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

    Знакомство с навыками командного взаимодействия.

    Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.

    Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)

Теперь, мы знакомы.

Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам, что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

    Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

    Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

    Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

    Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

    Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

    Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

    «Воздушный замок»

«

    «Мост» «

Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

Подведение итогов занятия:

Давайте подведем итог игры:

    С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?

    Что влияет на успешность действия команды?

    Где вы будете применять полученные знания?

    Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

    «Воздушный замок»

« Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

    «Мост» « Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек - существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения.

Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, - одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано - моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, - относится к природе.

Кроме того, культура - это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

    Советуем запомнить!
    Культура - всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
    Культурные нормы - это правила поведения человека в обществе.

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику - это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели - эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

    Советуем запомнить!
    Ценности - одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе - значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя - среди наиважнейших.

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир - театр, все люди в нём - актёры, и каждый не одну играет роль», - сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все - сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

    Подведём итоги
    Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе - участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия
    Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?
  2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.
  3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.

Люди, вспоминаем школу кто с ностальгией, кто с улыбкой, а кто-то из нас, до сих пор вздрагивает от ужаса, вспоминая школьные годы.

Как когда-то наши родители, теперь и мы отправляем в школу наших детей. Мы хотим, чтобы они научились быть успешными, добрыми, разумными, самыми лучшими.

Наши дети ходят в школу, учатся, получают оценки. Мы переживаем за них, волнуемся, направляем, стараемся поддержать. Но давайте разберемся, что ждет ребенка в школе. Вспомните свое детство. Вы думаете, что с тех пор многое изменилось? Только не в системе школьной иерархии.

Придя в школу, ваш ребенок попадает в жесткую систему социальных отношений в классе. В начальной школе она почти никак не проявляется. Почти все первоклассники в значительной степени находятся под влиянием родителей.

Тем не менее, уже в начальной школе класс делится на две категории: те, кто работают на статус и те, кто работают на дневник. Статус оценивают лидер и одноклассники, дневник оценивают сам школьник и его родители. Чья оценка для школьника существеннее, ту сторону он и выбирает.

Как вы, наверное, помните из детства, резкое структурирование иерархии начинается в пубертатном периоде (десять-двенадцать лет). Особенно ярко это проявляется в классах, которые не сохраняют состав с начальной школы, а собираются заново.

Первое время все друг к другу присматриваются, а после «притирки» формируется окончательный состав групп, формируются роли, практически на всё оставшееся время существования класса. Пикового значения уровень школьной иерархии достигает в шестых—девятых классах.

Место вашего ребенка в школьной иерархии зависит, от того насколько он уверен в себе, его самооценки, независимости от мнения других, от его характера, от многих других факторов.

Набор школьных ролей в системе школьной иерархии невелик. Вот они:

Социальные роли мальчиков:

Альфа .

Основная роль Альфы — организация класса, поддержание единой структуры и управление этой массой. Например, хочет Альфа уйти с уроков — класс уходит вместе с ним. Или хочет Альфа громко возмутиться действиями учителя — весь класс ещё громче возмущается следом за ним. Ни одно более-менее серьёзное решение не приниматься без ведома и согласия Альфы. И, естественно, травля местной Омеги организуется им же.

Второй Альфа

Довольно редкое явление. Представляет собой ещё одного школьника в классе с качествами лидера. Мирное сосуществование двух альф возможно потому, что альтернативный Альфа никак не участвует в ранговой борьбе, у него и без того есть куда расходовать свой потенциал.

В присутствии второго Альфы Омеге живётся спокойнее, так как он единственный кто может встать на его защиту. Но так как постоянно защищать его всё равно некогда, наличие такого защитника в классе статус жертвы с изгоя не снимает.

Беты

В классе их один или двое. Единственные друзья Альфы. Это люди, которым он доверяет и к чьим мнениям прислушивается. Они могут быть как из обычных семей среднего достатка, так и из семей интеллектуалов. У Бет либо не так хорошо, как у Альфы, подвешен язык, либо недостаёт харизмы, потому классом напрямую они управлять не могут. Зато они управляют через Альфу.

Гаммы

Большинство, как правило - полкласса. Ходят по пятам за Альфой, выполняя его прихоти и заискивая, если в чём-то провинились. Иногда получают ресурсы (иногда материальные, но чаще моральные), которые завоёвывает Альфа со свитой. В сравнении с Гаммами, Альфа и Беты получают больше, Эпсилоны не получают ничего, а Омеги даже отдают.

Эпсилоны

Это те, кого принято называть «серая масса». По количеству - оставшаяся неохваченной мужская составляющая класса минус Омега. В школу ходят не для того, чтобы чувствовать себя «крутыми», а потому что так надо.

Омега

Центральное лицо во всей иерархической системе. Совершенно необходимая составляющая для любого тесного коллектива. Как известно, при наличии общего врага коллектив сплачивается для беспощадной борьбы с ним. Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега, дружен, весел и с виду здоров.

Если жертва по каким-то причинам класс покидает (или приобретает стрессоустойчивость), ей обычно находят замену из числа Гамм, или же класс делится на несколько группировок, между которыми начинаются межгрупповые процессы.

Социальные роли девочек:

Девочки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями мальчиков на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет- период наступления половой зрелости.

Девочек- лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет девочкам не интересны ни Альфы, ни мальчики вообще. В редких случаях пересечения группировок девочки-лидеры имеют авторитет над мальчиками-лидерами.

Из-за такой неоднородности женской части класса девочка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девочек имеет гораздо меньшую прочность, чем мальчишеская, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.

В основном ими являются либо девочки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо девочки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае Альфа является законодательницей моды в классе.

Основной особенностью Альфы является то, что они становятся любимыми ученицами у учителей. Учитель может не послушать Альфу-мальчика, а к мнению Альфы-девочки он прислушается обязательно.

Альфа-девочка обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на Альфу-мальчика. По сравнению с Альфой- мальчиком её позиции далеко не так крепки в классе, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга».

Отсутствие Омеги-девочки может сделать лидирующую позицию вообще чисто символической, особенно когда группировок девочек больше одной. Если в классе присутствует больше одной Альфы-девочки, то между ними будет происходить перманентная война.

Беты

Как правило, две-три подружки Альфы. Они нужны Альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет, предоставления квартиры и т.п. в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях Альфа- и Бета-мальчиков, они не являются. И от Гамм-девочек они отличаются не сильно.

Причина - в женской природе, в соответствии с которой девушки могут полностью доверять только парням, а с другими девушками у них всегда соперничество.

Заметим, что Альфы-девочки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой Альфе понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед мальчиками.

Гаммы

Находятся в более выгодном положении, чем Гаммы-мальчики, в силу того, что Альфа всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость.

Эпсилон — это та же серая масса.

Омега у девочек избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые некрасивые, глупые или бедно одетые, или не способные следить за своей внешностью.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девочки — её полное игнорирование, но такое практикуется в более высококультурных классах, в элитных лицеях и т.п. В менее культурных - травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к девочке-Омеге показывает советский фильм «Чучело».

Учтите, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе. Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком - пятно на репутации, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями.

Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель, скорее всего, ответит по шаблону «проблема в вас».

Дальнейшая судьба. жизнь.

Лучше всех устраиваются в жизни, конечно же, Беты-мальчики. Ребята, которые умеют где надо войти в доверие и в нужный момент снять все сливки, став Альфой уже во взрослом понимании этого термина.

Сами же школьные лидеры, не обладающие реальной пробивной силой и внутренним стержнем, используются как инструмент, как источник харизмы. Большинство руководителей государств выполняют именно эту функцию.

Если же Альфа был со стороны хулиганов, то тут дело заканчивается обычно посадкой на долгий срок в места не столь отдаленные, гибелью от ножа в одной из драк или смертью от передозировки наркотиками или несчастным случаем.

Что касается Альфа-девочек, то чаще всего они удачно выходят замуж (за тех же Альфа или Бета-мальчиков).

В случае, если Альфа-девушка сочетается браком с Бета-парнем, то она может продвигать своего супруга по карьерной лестнице благодаря своей харизме и обаянию, и, в конечном счёте экс-Бета становится Альфой и достигает богатства и славы.

Гамма-мальчики остаются Гаммами всю сознательную жизнь. С Гаммами женского пола тоже, в принципе, всё понятно: после школы они, как правило, выходят замуж рано за, себе подобных Гамма-парней.

Эпсилоны устраиваются совершенно по-разному, но чаще на неплохое тихое место.

С экс-Омегами сложнее всего. После школы им приходиться заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет Омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще.

Некоторых экс-Омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые Омега-мальчики благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к такому успеху, о котором Альфы и Беты и мечтать не могли.

Если Вы заметили, что ваш ребенок в жесткой системе школьной иерархии занял место «Омеги», то это серьезный повод бить тревогу! Самостоятельно ему с этой проблемой не справиться, он может рассчитывать только на вашу помощь и поддержку. Как крайний вариант - будьте готовы, если понадобиться сменить школу. В любом случае посоветуйтесь с опытным психологом.