Домой / Двери / Лучшие технологические карты по русскому языку. Технологическая карта по русскому языку

Лучшие технологические карты по русскому языку. Технологическая карта по русскому языку

Технологическая карта урока по русскому языку

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ - русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ - Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской области

КЛАСС - 6

ТЕМА: «Тайны русских слов».

ЦЕЛЬ: организовать среду для изучения новой лингвистической науки - «Этимологии».

ЗАДАЧИ:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)

ФОРМЫ РАБОТЫ : групповая работа, моделирование, составление этимологического цветка «Что в имени твоем?»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор (колонками), «Этимологические словари» М.Фасмер, раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись «Ладушки», цветная бумага, клей

п\п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к активной учебной деятельности

Организует просмотр видеофрагмента

Задает вопросы:

Тише….(просмотр)

Что скажете?

О чем идет речь?

А вы знаете, откуда пришло название «выдра» и что оно обозначает?

Работа с эпиграфом:

А как же нам узнать?

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Запись в тетради дата, классная работа

Просматривают

видеоряд «Выдра»

Отвечают на поставленные вопросы.

Узнают о сюжетной линии урока.

Рассуждают об основной мысли эпиграфа

Личностные:

Регулятивные:

Проблема-

тизация

Формулировка цели занятия

Нам предстоит интересная работа: разгадывание тайн слов русского языка.

Намечают цели:

Познакомиться с новым разделом языкознания, «Этимологическим словарем»,

научиться делать этимологический разбор слов

Сегодня будут работать четыре группы.

1 группа «Фонетика»

2 группа «Морфемика»

3 группа «Словообразование»

4 группа « Грамматика»

Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Актуализация знаний и умений

Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н-).

А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня -паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?

Дети работают в группах

Каждая группа записывает по одному слову: самоварный, тепловозный, водолазный, рукопашный

Каждая группа доказывает свой ответ

Они похожи по составу, как близнецы.

На все эти вопросы может ответить единственная наука - этимология.

Работают с «Этимологическими словарями»

Сообщение учащегося о происхождении слова «рукопашный»

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Ход разрешения проблемы

Сегодня будем заниматься с Вами поиском истины! Предлагаю нам создать детективное агентство «Зри в корень».

Что обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?

Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме.

Найдите их.

На фоне спокойной музыки учащиеся

Групповая работа с «Этимологическими словарями»

Работа в группах

(Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень - волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие. В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.)

«Идем по следу»:

Знакомство с этимологическими словарями,

Построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?

«Найти родственников»

Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню.

Личностные:

Познавательные

Коммуникативные: слушать и слышать других

Динамическая пауза

Аудиопауза «Ладушки…»

Ребята смотрят, слушают и хлопают в ладоши.

Этимологическая справка о слове «ладушки»

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Творческая лаборатория

«Что в имени твоем…»

Ваша судьба находится под влиянием имени. А знаете ли вы, что обозначает ваше имя?

Этимология - верный помощник в этом деле

Работа со словарем

Составление «Этимологического древа»

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Презентация продукта

учебной деятельности. Результат.

Озвучивают результаты работы в группах

Дети по группам выходят к доске и доказательно представляют свои работы.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, каждый ученик представляет продукт своей работы.

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта

Рефлексия учебной деятельности

Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля.

Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Этимология»

Итог занятия дети подводят совместно с учителем

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные : умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

Домашнее задание

Варианты задания:

1. Этимология слова «Воронеж»

2. Этимология имени (имен членов семьи)

3.Напишите сочинение-миниатюру о том, какие открытия вы сегодня для себя сделали

Технологическая карта фрагмента урока русского языка

Тема: склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина

Цель: ознакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе.

Задачи:

Образовательная : познакомить учащихся со склонением прилагательных в единтсвеном числе м.р и с.р

Развивающая : содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, формированию УУД.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, трудолюбию.

Этапы

Обратная связь

Дозировка

Содержание

Формы и методы

    Изучение нового

Физминутка

Первичное закрепление

Вторичное закрепление

Рефлексия

20 мин.

5 мин.

4 мин.

2 мин .

Действия учителя

Действие учащихся

Фронтальная.

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Сегодня с вами на уроке мы научимся склонять имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода. Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока.

Открываем учебник на стр. 126, давайте еще раз прочитаем тему нашего урока…

Давайте же с вами просклоняем слова МОРОЗ и СНЕГ, ребята скажите какую часть речи имеют эти слова?

Я предлагаю просклонять существительные вместе с именами прилагательными .(выводится на слайде)

Падеж

М.р

Ср.р

Ип

Мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Р.п

мороза (какого?) трескучего

солнца (какого?) зимнего

Д.п

морозу (какому?) трескучему

солнцу (какому?) зимнему

В.п

мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Т.п

морозом (каким?) трескучим

солнцем (каким?) зимним

П.п

о морозе (каком?) трескучем

о солнце (каком?) зимнем


Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Групповая работа.

1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода

2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный .

3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.

Один человек от парты работает у доски.

К каждому существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

на ………поле

открытое

у ………окна

хоккейное

с ………вареньем

веселый

без ………друга

черничное

около ………елки

пушистая

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие трудности возникали во время урока?

Если на сегодняшнем уроке вам было понятно и вы узнали много нового поднимите желтый кружок

Если на уроке вам было трудно и вы не узнали ничего синий

Тема сегодняшнего урока склонение имен прилагательных

Читают тему урока.

Существительное.

Просклоняют имена существительные вместе с учителем.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

Вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

О чем мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?(о частях речи)

Какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, где слово изучается как часть речи)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные и междометие)

Какие части речи относятся к самостоятельным, служебным?)

Какие части речи мы с вами уже вспоминали? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие)

А сейчас мы с вами поиграем в крестики - нолики , в процессе этой игры вы попробуете провести самодиагностику ваших знаний по пройденному материалу. У Вас на столах лежат листочки, с которыми вы будете работать.

(Организую фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость).

Верно ли утверждение? (да- х, нет-0)

(слайд №1)

    Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются члены предложения.

    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

    Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета.

    Наречие – изменяемая часть речи.

    Не с глаголами всегда пишется раздельно.

Обменяемся листочками, проверяем

Вложите листочки в свои тетради

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд № 3)

Перед вами текст, давайте его послушаем? (Читаю сама)

(слайд №4)

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (А. П. Чехов)

О ком говорится в тексте?

Речь идет о собаке Каштанке из рассказа А.П. Чехова «Каштанка», но об этом из текста узнать нельзя.(слайд №5)

Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть слово, которое не называет предмет, а только на него указывает)

Какое это слово? (она)

К какой части речи относится это слово?

Сформулируйте тему урока. Местоимение

Запишите тему урока:

« Местоимение» (слайд №6)

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

    Что такое местоимения?

(слайд №7) определение местоимения)

    Чем они отличаются от имен существительных?

    Местоимения делятся на группы-разряды (слайд №8)

- Какой разряд местоимений вы уже знаете?(личные)

Личные (слайд №9)

- Почему они так называются?

(не называют предмет, а только указывают)

-Что вы знаете о личных местоимениях?

(изменяются по лицам, числам и падежам )(слайд №10)

- Назовите все личные местоимения .(слайд №11)

1. Задание.

Выпишите из данного текста все личные местоимения, определите их падеж. (слайд №12)

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.

Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

2. Проверка (слайд №13)

К ней (Д.п.), он (И.п.), за ней (Т.п.), мы (И.п.), к нему (Д.п.), у него (Р.п.), на нас (В.п.).

(Слайд №14)

Я иду и ты идёшь ,

Раз, два, три

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поем (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Синтаксическая роль местоимения в предложении (запись на доске)

Со шк…льных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка. В нем меня привл…кала звучность, богатство слов и выражений.

Вставьте пропущенные буквы, найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(местоимения чаще всего могут быть подлежащим, дополнением)

Вывод (слайд №15)

Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нем? Для чего?(чтобы избежать повторения слова)

Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями, определите какими членами предложения являются местоимения (Зачитываю текст на слух, у ребят текст на партах)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

(слайд №16)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладевала ее постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

Употребление местоимений ОН. ОНА, ОНИ

От местоимений ОН. ОНА, ОНИ

образуйте падежные формы с предлогами и запишите их, определить падеж

(слайд №17)

К (он), о (она), от (он), над (он), напротив (она), с (она), навстречу (он), благодаря (он, она, они)

Проверка, исправление ошибок (слайд №18)

К нему, о ней, от него, над ним, напротив нее, с ней, навстречу ему, благодаря ему, ей, им

Как пишутся предлоги с местоимениями? (раздельно)

В чем особенность правописания местоимений 3-го лица?

Вывод (слайд №19) Винительный падеж не зависит от одушевленности и совпадает с родительным для всех личных местоимений, включая оно

    Местоимения он , она , оно и они имеют форму на н- перед всеми предлогами, кроме благодаря , вне , вопреки , вслед , вследствие , наперекор , навстречу , согласно , соответственно , подобно .

    Форма род.п. ней является разговорной: у ней = у неё .

Особенности употребления местоимений 2-го лица.

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2- лица.

(Слайд № 20)

Возможно, вы все поняли.

Мария Петровна, Вы придете к нам на урок?

Как мы обращаемся друг к другу? (ты)

К посторонним? (вы)

Кого мы еще называем на Вы? (взрослых, незнакомых людей)

(слайд №21) Вывод

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «Вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «Вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое – где в сельской местности.

Что называется местоимением?

Назовите личные местоимения

Как изменяются личные местоимения?

Какими членами предложения могут быть личные местоимения?

Когда к личным местоимениям 3-его лица прибавляется Н?

В каких случаях мы употребляем местоимение ВЫ?

(Слайд № 22)

    Укажи местоимение.

А) охотник

Б) осторожный

В) (с) тобой

    Чем личные местоимения отличаются от существительных?

Б) местоимения указывают на предметы, не называя их

В) местоимения называют предметы

    Как пишутся местоимения с предлогами?

А) раздельно

Б) слитно

В) по-разному

    В каком предложении местоимение является главным членом?

А) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

Б) Они научились аккуратно вырезать.

    Укажи ошибку в определении падежа местоимения.

А) увидел меня (В.п.)

Б) зашел ко мне (Д.п.)

В) читал со мной (П.п.)

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А)У его отца была старинная книга

Б) У его была старинная книга

В) От них ничего не добьёшься

Проверка, тетради сдают

2. Учебник «Теория» ______

4. Задание по группам. Составить диалог с употреблением личных местоимений

Ребята, приготовьте сигнальные карточки

Кто все понял, поднимите зеленую карточку

Кто все понял, но ему требуется помощь в некоторых вопросах, поднимите желтую карточку.

Ну, а кто ничего не понял и урок показался бесполезным – красную карточку

Ну, молодцы! Благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок

И в заключение я прочитаю стихотворение. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

(Слайд № 25)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

(Слайд № 26)

Спасибо за урок!

– Ответьте на шуточные вопросы-­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я. )

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы .)

в) Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь Я .)