Последние статьи
Домой / Двери / Интересные танцы для дошкольников на конкурс. Изучаем танцевальные движения с дошкольниками

Интересные танцы для дошкольников на конкурс. Изучаем танцевальные движения с дошкольниками

ЧТОБЫ ТАНЕЦ БЫЛ КРАСИВЫМ

«Веселый каблучок»
Притопы – одно из основных движений танцев. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают ее ритмический рисунок. При энергичных, сильных притопах ногу следует поднимать выше и быстрее (как бы отталкиваясь от пола). Колено опорной ноги может слегка пружинить.

«Я настойчивая»
Притопы одной ногой под силу даже самым маленьким детям. В веселой пляске они хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при выполнении этого движения следует ставить кулачками на пояс. Это помогает сохранить хорошую осанку.

«Я веселая»
Переменные притопы выполняются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на «раз» – топнуть чуть впереди себя; на «два» – приставлять ногу к опорной ноге; потом тоже с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более подвижно могут исполняться притопы. Чтобы не потерять равновесие, не следует выносить топающую ногу далеко вперед, необходимо ставить ее рядом с опорной. Корпус во время движения следует держать прямо.

«Топотушки-рассыпушки»
Притопы двумя ногами поочередно – быстрые топочущие шажки на месте. При их выполнении колени должны быть слегка согнуты, корпус прямой. Движение всегда соответствует задорной, шутливой музыке.

«Я кокетливая»
Выставление ноги вперед на пятку или носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога выставляется косо вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто любуясь своим красивым башмачком). Во всех случаях ногу следует выставлять не далеко от опорной ноги, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.

«Я озорная»
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед – одно из популярных и любимых плясовых движений детей. Во время движения необходимо сохранять хорошую осанку, держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола. Носок при этом следует слегка повернуть наружу.
Прыжки с выбрасыванием ног не следует делать очень активными, нужно соизмерять их с возможностями детей. При движении корпус остается спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.

«Я стремительная»
Боковой галоп – элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо ребенок выполняет движение правым плечом вперед; корпус в сторону движения не разворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо, при движении влево наоборот. Носки обеих ног слегка разведены в стороны. Характер движения – полетный. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше. Чтобы быстрее научиться этому движению, исполнять его лучше сначала в прямом смысле направлении, а лишь затем – по кругу.

«Я легкая»
Шаг польки представляет собой сочетание легкого пружинящего бега и подскоков: на «раз и два» – три небольших шага бегом на носках – правой, левой, правой ногой; на «и» – подскок на правой ноге, левая слегка сгибается в колене. Затем три шажка – левой, правой, левой – и подскок на левой ноге.
Полька – танец чешский. Название его произошло от слова пулка, что означает половинка. Характер исполнения танца соответствует названию: вместо четвертого шага выполняется его половинка – подскок.
Танцуя польку, девочки обычно красиво придерживают юбочку, а мальчики кладут руки на пояс кулачками.

«Пружинка»
«Пружинка» – это движение, которое исполняется без остановок, включая покачивание вниз и вверх на слегка согнутых коленях. Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром. Но и незамедленном, без напряжения мышц. Педагог обращает внимание на то, чтобы колени во время движения не выпрямлялись.

«Я порхаю как мотылек»
Поскоки с ноги на ногу обычно выполняется под музыку веселой польки и передают ее беспечный, непринужденный, легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования поскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше. Выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.

«Прыгаю как мячик»
Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Большой или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально – двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.

«Шагаю как лошадка»
Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используются в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята. Ненапряженные руки можно согнуть в локтях перед собой («держим вожжи»).

«Скачу как лошадка»
Галоп прямой – движение, которое нравиться детям любого возраста. Как правило, оно используется в играх для передачи образ лихих наездников, отважных всадников или скачущих лошадок.
Дети трех лет при выполнении этого движения делают шаг вперед одной ногой, а другую подтягивают к ней сзади, затем снова шаг той же ногой и т.д. Прыжка почти не делают.
Дети 4-5 лет могут выполнять движение с легким прыжком; для этого ступающая нога поднимается выше и опускается на пол с притопом.
Дети 6-7-летние при галопе ногу поднимают еще выше, ударяют об пол носком ноги, акцент и прыжок усиливаются. Хороший активный отскок, доступный детям этого возраста, придает движению яркую выразительность.

Использованная литература:
1. Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л. Генералова. М.: Музыка, 1966.
2. Риевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.

Галина Нижельская
Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

«Весёлая мышка» (исполняет М. Леванова)

/Для детей средней группы/

(Девочки – «мышки» сидят в линеечку, лицом к зрителям)

Вступление : 1. Сидя на коленках, попа на пятках, выполняют ритмичную «пружинку» .

2. «Скребутся лапками» перед собой.

В конце пересаживаются, вытягивая ноги перед собой.

1 куплет : 1 – 4 строчка : Хлопают поочерёдно ладошками по коленкам.

5 - 6 строчка : Стучат носочком по полу

7 – 8 строчка : Выполняют «Моталочку» руками перед грудью.

Проигрыш : Встают на ноги и перестраиваются друг за другом, берут за кончик юбочки впереди стоящего (за «хвостики» )

2 куплет : 1 – 4 строчка : Идут «семенящим» шагом на носочках «змейкой»

5 – 8 строчка : «Рассыпаются» по залу, гуляют.

Проигрыш : Находят свободные места в рассыпную, шагают на месте.

3 куплет : 1 – 4 сточка : Поочерёдно выставляют ногу на пятку, при этом «лапки» поднимают, согнутыми в локтях. Опускают, приставляя ногу на место.

5 – 8 строчка : Выполняют руками «моталочку» перед собой.

Проигрыш : Шагают на месте, кружатся.

Поочерёдно поднимают и опускают прямые руки, растопырив пальцы.

«Петухи запели» (исп. Шоу-группа «Улыбка» )

/Для детей средней группы/

(Участвуют все дети, в шапочках домашних животных)

Вступление : 1. Сидят на коленках, руки под щёчку, «спят» .

Постепенно «просыпаются» , потягиваются, встают на ноги.

2. (веселая) Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

1. куплет : 1 – 2 строчка : Руками изображают игру на дудочке.

3 – 6 строчка : Ходят врассыпную по залу как петушки (высоки поднимая ногу согнутую в колене и разводя руки – «крылышки» в стороны).

Припев : «Кудах – тах – тах…» - машут руками согнутыми в локтях, кулачки перед грудью

(маленькие крылышки) .

«Ку – ка – ре – ку…» - Хлопают, выполняя «пружинку» .

«Ку – ка – ре – ку…» - Поочерёдно выбрасывают руки вверх, растопырив пальчики.

2. куплет : Ложатся на живот, придерживают голову ладошками, машут ногами, сгибая их в коленках (загорают) .

Припев : Движения те же , только сидя на коленках.

Проигрыш : Повторяют игру на дудочке.

Ходят врассыпную как петушки.

«Танец Гномиков и кукол» /для детей средней группы/

(Участвуют мальчики – «гномики» и девочки – «куколки» 6 – 8 пар)

Вступление : Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки на поясе и за платье.

Выполняют «пружинку» с полуоборотом.

1 Куплет : а) Взявшись за руки, выполняют «Пилочку» с «пружинкой» .

б) Кружатся в паре, держась за руки и разведя их в стороны.

Припев : Снова стоят лицом друг к другу, руки перед грудью, «полочкой»

«Гномики, гномики…» - Поочерёдно раскрывают одну руку в сторону, затем другую.

«Маленькие гномики…» - Закрывают руки поочерёдно в «полочку» .

«Приходите…» - Стучит «молоточками» - кулачок о кулачок с одной стороны, с другой.

2 Куплет : Сидя на коленках, лицом друг к другу, держатся за руки и выполняют «Качельку» (качаются вперёд – назад)

Припев : (как в первом припеве, только сидя)

Проигрыш : Мальчики, веселым шагом уходят за ёлку (прячутся)

В это время, девочки, лицом к зрителям «удивляются» (приподнимают и опускают плечи с пружинкой с полуоборотом) .

«Смотрят в даль» , поставив руку «козырьком» , в одну сторону, в другую.

3 Куплет : Девочки, веселым шагом идут за ёлку, там строятся с мальчиками «паровозиком» и выходят топающим шагом из – за ёлки на полосочку.

На окончание, поднимают руки – «фонариками» вверх.

«Есть друзья» (исп. Группа «Барбарики» )

/Для детей подготовительной группы/

У центральной стену с двух сторон стоят 4 – девочки и 4 – мальчика

Вступление : На каждую фразу выбегают подскоками 1 мальчик и 1 девочка.

Двигаются крест - накрест на обозначенные места. На последнюю фразу все присаживаются на корточки.

1 Куплет : Поочерёдно встают по номерам, начиная с 4 –го. При этом руки вверху помахивая кистями, поочередно отрывая пятки от пола.

В конце все опускают руки вдоль туловища.

«…Воскресенье, суббота…» - выставляют ногу на носок в сторону друг к другу, поворачивая голову. Приставляют ногу на место. Выставляют другую ногу в другую сторону друг от друга. (повторяют движение )

Припев : «Есть друзья.» - Двигаются боковым галопом, меняясь местами.

«…для них» - Выставить ногу на пятку, в полуобороте друг к другу, покрутить пяткой.

Боковым галопом вернутся на свои места. Выставить ногу на пятку и покрутить.

2 Куплет : Дети в своих колоннах двигаются шагом вперёд и встречаются в центре каждый со своей парой. Хлопают друг друга по ладошкам (приветствуют) и проходят на свои места.

Припев : Движения повторяются .

3 Куплет : Разбегаются врассыпную по залу, играют, резвятся.

В конце собираются свободной группой у центральной стены зала и поворачиваются в левый угол зала.

Припев : Двигаются в левый угол весёлым шагом, на окончание хлопок. Двигаются спиной и хлопок

На вторую фразу двигаются в правый угол и хлопок, затем спиной и хлопок.

На окончание : Возвращаются в колонны, пританцовывают . В конце выставляют ногу на пятку друг к другу, протягивая руку с поднятым большим пальцем (здорово) .

Танец «Саночки» под муз. «Зимушка»

/для старшей, подготов. группы/

Вступление : Дети стоят парами вокруг ёлки как «саночки» (девочка за мальчиком, держась за руки. Выполняют «пружинку» , выглядывая друг на друга.

1 Куплет : Двигаются «высоким шагом» по кругу (мальчики катают девочку на «саночках» ). В конце останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.

Припев : а) Выполняют один хлопок, затем хлопок о ладоши друг друга – повтор 2 раза. Кружатся «лодочкой» , меняясь местами.

б) Выполняют движение «сарафан» (Выставляют пятку, разводя руки) в одну сторону, в другую. Кружатся «лодочкой» , снова меняясь местами.

2 Куплет : «Саночками» двигаются в другую сторону (девочка «катает» мальчика).

Припев : Те - же движения , как в первом.

Проигрыш : Все выбегают перед ёлкой, свободно танцуют .

«Мы в поезде» (исп. Шоу-группа «Улыбка» )

/для средней или старшей группы/

(Участвуют все дети, делятся на 2-3 ряда – это «вагончики» )

Вступление : Сидя лицом на уголок, ноги вытянуты вперёд.

1. «Велосипед» - поочерёдно сгибают и разгибают ноги.

2. Стучат кулачками два раза по коленкам, два раза по плечам. – повторяют.

3. «Моторчик» - крутят кулачки перед грудью.

4. Садятся на коленки, руки «полочкой» (ладошка на ладошку, подставляют под подбородок (смотрим в окошко, при этом «пружинят» и покачивают головой.

1 Куплет : 1 – 2 строчка : Сидят, «смотрят в окошко» .

3 строчка : Разводят правую руку в сторону, затем левую

Правая рука «полочкой» , левая рука «полочкой» .

4 строчка : Выполняют круговые движения «полочкой» .

Припев : 1 – 2 строчка : Кулачки по коленкам 2 раза, по плечам. – повторять.

3 – 4 строчка : «Моторчик» .

Проигрыш : Встают и перестраиваются «Паровозиком» .

2 Куплет : 1-3 строчка : Двигаются «змейкой» , «топающим шагом» .

4 - разбегаются повсюду, находят свободное место.

Припев : Повторяется врассыпную.

Проигрыш : Бегают, веселятся, в конце руки поднимают вверх.

«Танец цыплят» под муз. «Курица»

/для младшей или средней группы/

Вступление : Дети сидят на корточках (как цыплята в гнёздышках) .

Постепенно встают (вырастают) .

1 Куплет : Гуляют врассыпную, руки – «крылышки» слегка отведены назад, помахивают.

Припев : «Ко – ко…» - Наклон вперёд, руки отвести назад. Выпрямиться.

«Вот как…» - Прыгают на месте на носочках, слегка взмахивая крылышками. - Всё повторит еще раз.

«Ко –ко…» - Наклон вперёд – «клюют» , выпрямиться.

«Вот как…» - Виляют «хвостиками» , слегка присев. – повторяют.

2 Куплет : а). Подставив ладошку к правому уху «слушают» , слегка потянувшись вправо. Затем «слушают в другую сторону.

б). «Шалят» - двигаются лёгким бегом на месте, «гребутся» лапками перед грудью.

Припев : Те же движения .

3 Куплет : Перестраиваются друг за другом на «дорожку» , берутся за «хвостики» , идут «змейкой» . В конце куплета быстро рассыпаются по залу.

Припев : Те же движения .

Окончание : Гуляют шагом вокруг своего воображаемого «гнёздышка» .

Поднимают руки к солнышку.

Танец «Хоровод» (исп. Шоу группа «Улыбка» )

/для подготовительной группы/

Дети стоят в парах, лицом к зрителям, ц руках султанчики.

Вступление : Постукивают поочередно пяточками, султанчиками встряхивают перед собой. В конце руки опустить вниз, с правой стороны.

1 Куплет : 1. Двумя руками обрисовать круг справа через верх и опустить с левой стороны, чуть присесть. Тоже в другую сторону.

2. Кружатся вокруг себя на прыжках, султанчики перед собой или над головой.

3 – 4. – Повторить 1 и 2. Повернуться парами лицом друг к другу.

Припев : 1. Выпад друг к другу одной ногой, султанчики соединить вверху. Вернуться в исходное положение.

2. Поменяться местами на беге или подскоках.

Повторить еще раз.

Маленький проигрыш : В паре прячутся друг за друга (девочка за мальчиком) .

2 Куплет : 1. «Выглядывают» , наклоняясь, мальчик в одну сторону, девочка в другую. И наоборот - повтор 4 раза.

2. Девочка оббегает мальчика и становятся лицом друг к другу.

Припев : Те же движения .

Проигрыш : Весело двигаются вокруг ёлки.

Припев : Те же «выпады» , только в кругу, к ёлке.

На повторение : Выбегают перед ёлкой, руки поднимают вверх.

Танец с ленточками «Лучики» /для старшей, подг. группы/

Вступление : Дети стоят парами врассыпную, лицом к зрителям, помахивая ленточками внизу, выполняют «пружинку»

1 Куплет : а). «Выпад» вправо, руки завести «крестиком» над головой. Вернуться в исходное положение. «Выпад» влево, руки «крестиком» над головой.

б). Кружатся на подскоках.

Повторить а) и б).

Припев : Снизу вверх «змейка» ленточками перед собой. Взмахи над головой «крестиком» .

«Змейка» ленточками сверху вниз, внизу «ветерок» .

На повторение : Правой ногой шагнуть в сторону, потянуться обеими руками вправо вверх, поиграть ленточками. При этом левая нога на месте на носочке. Плавно «перекатиться» на левую ногу и перевести снизу вверх руки. Правая нога остаётся на носке. В паре повернуться лицом друг к другу. Ленточки внизу, пружинка», «ветерок» .

2 Куплет : - Шаг одной ногой друг к другу, поднимают руки «крыша» , другая нога остаётся сзади на носочке. Возвращаются в исходное положение.

На подскоках меняются местами.

Повторяют движение «крыша» .

Снова меняются местами, возвращаясь на своё место.

Повернуться лицом к зрителям.

Припев : Движения те же .

Проигрыш : Перестроиться в общий круг на легких подскоках.

Припев : - Девочки лёгким бегом двигаются в центр круга, образуя маленький кружок, подняв ленточки, выполняют «крестик» над головой. В конце резко присаживаются, опустив ленточки.

Мальчики двигаются ток же и останавливаются за девочками. В конце присаживаются. А девочки встают и поднимают ленточки вверх, машут «крестиком» . – Повторяют все движения еще раз .

На окончание : «Рассыпаются» по всему залу, находят свободное место.

В конце ленточки поднимают над головой или подбрасывают.

Учимся танцевать, играя

Милые коллеги! Вы, наверняка, согласитесь со мной, что на музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Неужели пустить всё на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно, тоже через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно - то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально - ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально - ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так,
чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в ИГРЕ и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
А за свои успехи получали бы
"Волшебную туфельку " - /все эти значки печатаются и отдаются детям в «копилку» своих побед и достижений/
Начали мы с разноцветной и весёлой разметки музыкального зала . Дети с удовольствием стали играть в эту танцевальную карусель, что, несомненно, улучшило качество построений в танцах: ведь теперь у каждой пары возник свой "домик". Эти обозначения помогли сохранять круг, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбивая его при движении, что значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.…Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему
полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу -
Девочку Пружинку , у которой ножки будут сделаны из настоящих пружинок. Куколку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта игрушка стала для ребят весёлой подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать!

А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей - мальчиков по имени Шажок и Прыжок .



Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок» , и т.д.
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы.

А для малышей любимой подружкой стала вот такая Девочка Пружинка:

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно.
Так и возник «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ДВИЖЕНИЙ» .
Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, яркие картины большого формата, удобного для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машину (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (и наши ножки - как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах) и т д, а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути - берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а ПРЫЖОК, ПРУЖИНКА и ШАЖОК обучают нас поскокам.

СТАРШАЯ ГРУППА приглашает детей в Танцевальный Класс.
Тут Магистр Танцевальных Движений проводит свой занимательный танцевальный урок.

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ мы попадаем к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с жителями Города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на балу.

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально - ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

5 минут музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

В дошкольном возрасте музыкальное образование – один из главных навыков, которые нужно освоить малышам. Ведь именно в этом возрасте дети наиболее легко усваивают новый материал, наиболее восприимчивы к музыке, ритму. Важно научить их понимать музыку, ее настроение, образную составляющую.

Маленькие дети, как правило, подвижны. Они редко сидят на месте. Многие дети любят и танцевать, они передают свое настроение, свои эмоциональные порывы через движение. Поэтому перед педагогом в детском саду стоит задача – научить детей передавать в движении настроение и образную составляющую музыки. Ведь именно это единство музыки и движения и рождает танец как произведение искусства.

Танец как вид деятельности для детей важен именно своей синтетичностью. Ведь он предполагает сочетание многих аспектов: восприятие образности музыки, ритма, танец важен как часть эстетического, ритмического, музыкального, физического воспитания.

Кроме того, двигаясь вместе, в коллективе, дети учатся работать в парах, чувству товарищества, чувству плеча. Поэтому танец становится не просто занятием, позволяющим научиться двигаться под музыку, но и делом, помогающим освоить большое количество необходимых для ребенка навыков.

И в то же время, танец - это нужная малышам физическая нагрузка, которая может доставлять удовольствие, одновременно улучшая здоровье. Танец положительно влияет на кровообращение, дыхание, развивает силу мышц, улучшает работу вестибулярного аппарата и обмена веществ.

Особенности работы обмена энергии в организме детей определяет то, что после интенсивных занятий танцами энергии у них становится не меньше, а, наоборот, еще больше. Очень важно и влияние танцев на вестибулярный аппарат. У маленьких танцоров улучшается моторика, они легче ориентируются в пространстве. Улучшается работа опорно-двигательной системы, развивается скелет, мышцы, улучшается осанка. Постепенно в движениях детей появляется грациозность, плавность, легкость, скорость. Движения становятся ритмичными, энергичными, выразительными. Дети обретают в танце легкость, учатся импровизировать, раскрываются как артисты. Движения каждого становятся индивидуальными, передают настроение, создают образ.

Творческая деятельность , которой и являются танцы, влияет на работу высших отделов головного мозга. У ребенка, который занимается танцами, включается ассоциативное, образное мышление, творческая интуиция, свобода поведения, подключаются недоступные до этого интеллектуальные процессы. Так что занятия танцами с дошкольниками способствуют всестороннему развитию малышей.

Восприятие музыки, попытки осмыслить ее с помощью движения, помогают детям танцевать экспрессивно, выразительно. Когда малышу нравится музыкальная композиция, он обязательно включает свое богатое детское воображение. Дети начинают чувствовать, что каждый танец имеет свой характер, учатся передавать его с помощью пластики, ощущают ритм, создают художественный образ. Воспринимая последовательность движений, заучивая их, ребята развивают механическую память, наблюдательность.

Танцы, которые чаще всего сегодня ставят в детских коллективах, по составу движений разделяют на несколько видов.

Прежде всего, это танцы и пляски с постоянным зафиксированным составом движений. Они предполагают разучивание детьми определенной последовательности движений, заранее продуманной композиции.

Второй вид танцев - это свободные танцы и пляски , где дети смогут самостоятельно, импровизируя, раскрывать свои творческие способности.

Продуктивными для детского развития являются комбинированные танцы , которые совмещают возможности первых двух видов.

Народные танцы и пляски состоят из оригинальных элементов традиционных народных танцев.

Артистические таланты юных танцоров могут раскрыть характерные танцы, которые предполагают исполнение в образах разных персонажей.

Популярными становятся и бальные танцы, дети с удовольствием разучивают характерные шаги вальса, польки, галопа, латиноамериканских танцев. Бальные танцы развивают у детей умение воспринимать разные ритмы, работать в паре, обучают основам общения.

Стоит обращать особое внимание на состав движений , который Вы предлагаете малышам. В современном мире дети нередко начинают копировать стиль движений взрослых. Это может негативно повлиять на их художественный вкус. Следите, чтоб малыши не начинали двигаться пошло, вульгарно, немузыкально. Продумайте для них оптимальный вариант танца, в котором пластика и движения будут идеально подходить для определенного возраста исполнителей. Учитывайте их физические возможности и возможности создания определенных образов.

Если движения и стиль определенного танца категорически не подходят для маленьких танцоров. В таких случаях стоит придумать такое сочетание танцевальных элементов под понравившуюся музыку, которое дети смогут освоить, передав нужное настроение. Шаги, подскоки, галопы, прыжки, пружинки, повороты - вот базовые детские движения, к которым Вы можете прибавлять на свое усмотрение оригинальные элементы. Таким образом, дети обучатся программным навыкам для каждого танцора, параллельно начиная обретать творческую индивидуальность.

Кроме того , дети, постигая новые элементы, начинают чувствовать разницу между разными танцами. Следите, чтоб в репертуаре были очень разные композиции. Разные по темпу, по настроению. Дети должны явственно ощущать эту разницу, чтоб танцевать каждый номер по-особенному, передавая оригинальный колорит.

При разучивании новых танцев нужно тщательно лимитировать нагрузку , учитывая психологические особенности детей. Если количество новых элементов будет слишком большим, у детей пропадет интерес, они не смогут запоминать и выполнять движения достаточно выразительно. Помните, что именно интерес к работе - залог успеха в занятии танцами с дошкольниками.

Есть детали, на которые нужно обращать особое внимание, когда работаешь с детьми. Ребята сами могут забывать о них, поэтому стоит работать над тем, чтоб правильная постановка каждой детали становилась у детей привычкой, доводилась до автоматизма. Определите, прежде всего, точное количество занятий и их временную протяженность, в зависимости от пожеланий врачей для определенной возрастной группы. Во время занятий следите за осанкой учеников, исправляйте ее сразу, едва заметив ошибку. Следите за положением всех частей тела. В то же время, обращайте особое внимание на любые жалобы ребенка, поговорите предварительно с родителями всех ребят, чтоб быть осведомленным по поводу состояния здоровья каждого.

Создавая танцевальную композицию для исполнения ее малышами, тщательно работайте над ее ясностью, четкостью. Старайтесь точно соотнести ее с музыкой. Обращайте внимание не только на общее соответствие музыке, но и на отдельно ритмические, темповые, гармонические, регистровые, формальные особенности композиции. Ваша задача - создать наиболее удобный для запоминания, естественный вариант танца для детей.

В самом начале работы педагога над постановкой танца с дошкольниками важно провести специальную разъяснительную работу. Дайте детям прочувствовать танец. Поговорите о том, какой сюжет, какую эмоциональную нагрузку он должен нести. Послушайте вместе музыку, заметьте все ее особенности, обсудите структуру. Полезным будет проработать ритмический рисунок танца с помощью хлопков в такт, счета. Дети должны полностью окунуться в танец, который им предстоит танцевать, прочувствовать его, его настроение, динамику.

Приступая к непосредственному процессу обучения, педагогу следует детально проработать технику каждого движения. Стоя перед зеркалом, отточите каждый элемент, прежде чем показывать его детям. Крайне важно, чтоб ученики с первого раза правильно восприняли все движения и заучили их безошибочно.

Хороший пример, который ребенок видит перед собой, часто становится поводом стараться сильнее. Маленький танцор видит, как красиво может выглядеть то или иное движение, и хочет научиться делать так же.

Уделяйте внимание и музыкальному сопровождению занятий танцами. Прежде всего, музыка должна соответствовать представлениям о хорошем вкусе, ведь именно в этот период у детей формируется понимание прекрасного. Интересная музыка увлекает любого ребенка, раскрепощает его, помогает проявить индивидуальность.

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими.

«Три притопа» (исходное положение «узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.

Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполнятся в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.

Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»:

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

«Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.

«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямится, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.

«Елочка» - исходное положение: ноги - «узкая дорожка», руки «полочка», «поясок» и др.. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.

«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.

«Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает до правого плеча, рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение.

Все на «пружинке».

Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.

2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга - шеренги меняются местами.

«Играть с платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.

  • Танцевальные движения для мальчиков 6-7 лет:

«Козлик» - исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх), на счет «два» - возвращаются в исходное положение.

«Веселые ножки» - положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.

«Гусиный шаг» - исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке». Широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не 8-ми тактов.

«Волчок» - опираясь о пол ладонью правой руки, вытянув корпус и ноги влево по диагонали, двигаться «семенящим» бегом вокруг своей оси (как циркулем описывая полный круг.) Левая рука – произвольно.

Встать на колено – опуститься на правое колено, левая нога согнута в виде стульчика. Ступня левой ноги стоит у колена правой ноги.